|
|
Анатолий Белов
Четыре Китая
XXIV-MMVIII - 31.01.2009
С одной стороны, я физически ощущал, что уехал практически
на край света. Все-таки пять часовых поясов от дома это не шутка:
смена времени, другая еда, другие
лица, другой язык. В отдельные
моменты делалось даже как-то
жутко. Но, с другой стороны, психологически я этого отрыва от родины
почти не чувствовал. Причина
такой причудливой двойственности ощущений, как мне кажется,
коренится в том, что эстетически
среда, в которой я обитал во время
поездки – а это были преимущественно Шанхай и Пекин – мало чем
отличается от московской: куча
типового жилья, будто срисованного с нашего, только этажей на
сорок повыше; постмодернистские
сооружения, которые похожи на лужковскую архитектуру как две
капли воды; небоскребы, ну прямо
как в Сити; в Шанхае даже есть
административное здание в сталинском стиле, построенное нашим
архитектором Сергеем Андреевым
в 1955 году – со шпилем и огромным прямоугольным двором
в колоннадах. В общем, ходишь по
улицам и не веришь собственным
глазам – и это Китай? А где же вся
экзотика? В целом, правда, среда
Шанхая и Пекина не настолько однородная, пускай подавляющее
большинство районов и обладают
ярко выраженным московским
привкусом. Есть еще окраины,
в которых живет беднота, иными
словами, трущобы: это полуразвалившиеся одноэтажные сараи,
стоящие в раскоряку, некоторые
из которых уже и вовсе превратились в руины – у них выбиты стекла,
провалились крыши; это местные жители, расхаживающие по
улицам прямо в домашних тапочках
и без капли стеснения харкающие
под ноги прохожим; наконец, это
дикое количество мелких забегаловок с обветшалыми вывесками
и странно пахнущими товарами.
И знаете, невзирая на всю тамошнюю грязь, такой Китай мне по
душе – в нем есть что-то подлинное,
что-то мощное и глубинное. Гуляешь
по такому району и сразу вспоминаешь, что Шанхай был когда-то
обычным рыбацким поселением,
а Пекин – императорским городом с четким делением на знать
и простолюдинов.
А есть самые что ни на есть
презентабельные районы, претендующие на европейский уровень:
в Шанхае это Pudong New Area,
а в Пекине – Олимпийская зона. Это
широченные улицы, вылизанные, без единой мусоринки, по которым
гуляет ледяной ветер и которые
абсолютно безлюдны, и дома из
стекла и стали, расположенные
на огромном расстоянии друг от
друга. Иногда на глаза попадаются произведения современных
звезд – фон Геркана, Нормана
Фостера, Поля Андре, Херцога и де
Мерона. Но я лично примечал их не
потому, что они выглядели как-то
по-особенному и выделялись из
своего окружения, а просто потому,
что я еще до поездки в Китай насмотрелся на них в разных книгах,
то есть я уже точно знал, кто что
построил. Уверяю, если б я загодя
не штудировал книги по современной архитектуре, я бы ни за
что не отличил того же Фостера от
какого-нибудь менее известного
современного зодчего. Во всей этой
стерильности новых районов есть
что-то големообразное. От них у
меня примерно так же сосало под
ложечкой, как от Берлина, куда
я ездил двумя годами раньше.
Такая архитектура и такая организация пространства хороши
для некрополя. Аксель Шультес,
к примеру, возвел на периферии
Берлина прекрасное здание крематория. Этот крематорий, конечно,
бетонный, мрачный, напоминает бункер, стоит посреди унылого
пустыря, в редких местах засаженного хиленькими деревцами, но
для сооружений подобного рода
такая атмосфера очень характерна, естественна. Или взять
кладбище в Модене Альдо Росси:
все опять-таки тоскливее некуда,
однако это в порядке вещей. Здесь
же – в Шанхае и Пекине – деловые
центры, повсюду вроде бы должны
сновать клерки с портфелями,
ахающие туристы с благостными
улыбками и так далее. Короче
говоря, я ожидал, что новые районы
Пекина и Шанхая по настроению
будут напоминать повесть «Невский
проспект» Гоголя – и показатели
плотности населения упомянутых городов лишь укореняли
меня в этом мнении. Однако ни
в олимпийском районе Пекина, ни
в шанхайском Пудонге признаков
кипучей жизни не наблюдается –
даже совсем наоборот, там повсюду
витает какой-то тлетворный, кладбищенский дух.
И наконец, есть еще аутентичный,
древний Китай, которого очень
мало – в свое время его сильно
пообтрепали дуновения революционного ветра, очень многие
дворцы и храмы были разрушены
в промежутке между свержением императора и становлением
капитализма. Шанхайские древности можно буквально по пальцам
пересчитать, в Пекине их чуть
больше, но основная их масса
концентрируется на периферии
этих мегаполисов и в провинции.
Провинциальный город мне довелось посетить только один – Сучжоу,
расположенный в ста километрах
к западу от Шанхая. Это даже не
город, а скорее поселение. Там
все такое маленькое, кукольное: дома не выше трех этажей,
жители не выше метра шестидесяти – исключение составляют
разве что пагоды, которые на фоне
все этой мелочевки смотрятся как
небоскребы. Вообще пагоды там
безумно красивые. Есть разноцветные, будто обсыпанные конфетти,
есть однотонные – красные или
из серого камня, и все идеальных
пропорций, геометрически строжайше увязанные с планировкой
храмового комплекса, к которому
они относятся. Сучжоу, без преувеличения, мое самое сильное
впечатление от поездки.
Китай, как мне видится – хоть
я видел только малую его часть, –
четко делится на четыре разных
мира, которые географически едва
ли пересекаются друг с другом, но при этом противостоят друг другу
на чисто идеологическом уровне:
первый мир – это древний Китай,
потом идет Китай трущобный,
затем – типовой, и, наконец, современный, глобалистический. Типовой
мир как бы нейтрален в силу того,
что его появление и дальнейшее
разрастание просто неизбежно –
опять-таки в силу демографической
ситуации… Зато Китай глобалистический образует нешуточную
оппозицию древнему и трущобному Китаю. Правда, если у древней
и трущобной китайской архитектуры по понятным причинам нет
идеологии и, соответственно, нет
лидера, то у глобалистической
оппозиции с этим все в порядке.
И как следствие, последняя более
популярна и бьет архаику по всем
фронтам. Трущобы к 2010 году
уже, как говорят, окончательно все
снесут, а древний Китай держится
исключительно за счет туристов –
и то не весь, до провинции мало кто
добирается.
вверх
|
|
|