приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

chat za zabavlenie i zapoznanstva 18

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Из виртуальности в сюрреальность
XI-MMIV - 10.06.2004

«Город науки и искусства» Калатравы производит впечатление несколько нетипичной нереальности. Вообще-то нереальность сегодня – это общее качество архитектуры, стремящейся в виртуальное пространство. Но нереальность Калатравы – какая-то иная, чем у Либескинда или Хадид.

Внутренний вид Планетария

Глаз Планетария в процессе строительства

С одной стороны, перед нами по жанру вроде бы типично «звездный» комплекс. Единственный смысл зданий – аттракцион. Все гигантское «веко» над глазом Планетария функционально бессмысленно, оно нужно только для производства впечатления. Все это работает для психологической телепортации вас в мир иной, чем и должен заниматься сегодня любой архитектурный аттракцион. Тому же служит и архитектурная форма. Расчерченное силовыми линиями конструкций пространство заставляет вас ощущать себя внутри монитора с бесконечными и произвольными масштабными сетками. Плюс к тому эти сетки изгибаются и движутся, как и положено в виртуальности, так, будто пространство, в котором идете вы, и само куда-то идет, причем все время оказывается в зонах постороннего силового воздействия, которое так или иначе его искривляет. Тектоника Калатравы – это тектоника движущегося скелета, у него не то что ничего ни на что не опирается, как это принято у других виртуальщиков, но опирается как бы временно, в момент движения, – можно себе представить, что его здания сделают кувырок вперед, и все тектонические отношения перевернутся.

Схема раскрывания-закрывания глаза в первоначальном варианте проекта

Словом, «Матрица», но есть одно отличие. Музей принца Филиппа выглядит гигантским фрагментом скелета ископаемого ящера, выброшенного на песок прибоем, Планетарий сделан как гигантский глаз, строящийся комплекс Оперного театра тоже кажется каким-то полученным в результате вивисекции органом. Это, разумеется, тоже нереальность, тоже некое сновидческое пространство, где оторванные от организмов органы потеряли категорию масштаба, ибо им не с чем соизмеряться, и разрослись до произвольных размеров. Но эта нереальность – иная по генезису, чем виртуальность. Пейзаж, создаваемый Калатравой, отчасти сродни произведениям Сальватора Дали – море, песок пляжа, на песке лежит глаз, скелет динозавра и еще один не вполне понятный орган, ассоциирующийся с темой вечной женственности. Специфика нереальности этой архитектуры заключается в том, что виртуальная реальность здесь смешивается с сюрреальностью. Этот привкус, подложка сюрреализма, вытягивает тот смысловой ряд, который современностью вроде бы и не востребован. Как уже говорилось, жанр комплекса – аттракцион, и в этом он родственен неомодернизму. Специфика неомодернистского аттракциона заключается в том, что он стирает различия в типологии архитектурных образов – никакой разницы между музеем Гери и научным центром Захи Хадид, мемориалом Айзенмана и жильем Эгераата в этом смысле нет, это все – аттракционы, они все созданы исходя из поэтики развлечения. Но Калатрава строит именно «Город науки и искусства». Его глаз, скелет и утроба – это нечто, ассоциирующееся с кунсткамерой, с музеем естественной истории.

далее>>

вверх

 Вызов 

    

10.06.2004 XI-MMIV
Сантьяго Калатрава. Город науки и искусства c 1993 по настоящее время.
Камино-де-лас-Морерас, Валенсия, Испания

   
10.06.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Из виртуальности в сюрреальность
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна