приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Абсолютная архитектура
IX-MMIII - 07.01.2004

Общая панорама комплекса

Рим, наверное, единственная европейская столица, в которой в XIX веке не построили ни художественного музея, ни оперного театра. К Миллениуму провели конкурс и на то, и на другое, музей достался Захе Хадид, а Опера – Ренцо Пьяно. Когда рассматриваешь картинки «Аудиториума», то комплекс кажется прекрасным ответом на поставленный вопрос.

Большой зал

Три зала снимают вопрос о необходимости филиалов, что происходит и в Большом, и в Мариинском, и в Ковент-Гардене, и в Ла Скала. Современная опера – действо авангардное, и хотя некоторым замшельцам и кажется, что острота эффекта рождается как раз из сочетания авангарда декораций с помпой эклектической деталировки, опыт показывает, что оперные люди не склонны строить себе новые театры в старых формах. Раз так, то очевидно, что это должен быть авангардный комплекс, но с римским подтекстом. Амфитеатр, на котором располагаются три крупных объема, выглядит в этом случае точным градостроительным решением, своего рода отсылкой к римской традиции. Но в античных амфитеатрах слишком ощутима сладость гармонии совершенной фигуры, поэтому ее необходимо сломать. Отсюда амфитеатр приобретает граненые очертания, придающие ему приятное сходство с шестеренкой, и отрывается от сцены этажом застекленного фойе, что создает необходимое ощущение «трудности», «разрыва» пространства. Три металлические зала расставлены так, как были бы поставлены на круглой площади античные периптеры, и на уровне объемов создают ощущение «симметрии масс» без буквальной тождественности – весьма классическая схема. Но, разумеется, по формам они ничего общего не имеют с античными храмами, их криволинейный абрис волнует вкусом дигитального стиля, а грубая фактура кровельного окисленного алюминия, покрывающего их со всех сторон, создает современное ощущение техногенности. Вместе с тем, в самой грубости тоже ощутимо нечто римское, некий намек на выщербленные фактуры античных развалин, с коих веками сдирали мраморный декор. В общем, по картинкам комплекс производит спокойное, благоприятное впечатление. Но когда ты походишь к нему в реальности, все меняется.

Книжный магазин комплекса

Испытываешь не просто разочарование, а даже обиду. Это не просто некрасивая архитектура. Это архитектура, которая совершенно равнодушна к тому, что она выглядит некрасивой.

Средний зал

Три одинаковых больших и неуклюжих алюминиевых ангара вокруг граненой площадки амфи- театра. Да, их форма неожиданна настолько, что могла бы увлечь, как увлекает компьютерная органика дигитального стиля, но для увлечения она слишком аморфна. Она не искривляет пространство, не создает нового пространственного опыта, она присутствует в нормальной трехмерной повседневности как полностью постороннее ей явление. Она не заставляет ощущать собственное тело как некий органический пластилин, который мнется и вытягивается, продвигаясь сквозь пещеры дигитальных образований. Ты просто стоишь рядом с посторонним предметом. При этом все размышления о некой римской теме оказываются совершеннейшей спекуляцией. Хотя это в 15 минутах езды от центра Рима, виа Фламиния в этой части производит уже совершенно новостроечное впечатление. Большое незастроенное поле, на нем стоит Палацетто делла Спорт Пьера Луиджи Нерви, здание, которое когда-то казалось прорывом в новый футуризм, а сегодня оказалось маленькой благовоспитанной черепашкой. Несколько развязок среди газонов парка, въезд на большой асфальтированный прямоугольник перед магазином (выглядит как продмаг, на деле – книжный). За ним налево – площадка амфитеатра с тремя алюминиевыми ангарами. Римом тут и не пахнет, несмотря на раскопки античной виллы, которые включены в композицию. Пахнет промзоной в новостройках, и запах исходит прежде всего от музыкальных залов. Ренцо Пьяно тут прямо какой-то уникум – это удивительно, построить в Риме такое ни в чем не вдохновленное Римом здание.

Большой зал от центральной площади

Эта архитектура может испугать – три ангара похожи на очень крупных жуков, мокриц, и потенциально это сравнительно страшное зрелище. Но она не пугает, ей как будто не до того. Пугать – это действие, направленное на тебя, ради тебя как-то стараются, крылья раздвигают, усами шевелят. А эти насекомые инертны, в лучшем случае они собрались попить из блюдца амфитеатра, и то не вполне отдают себе в этом отчет, скорее интуитивно ползут на мокрость. Для того чтобы испугать, они слишком пассивны. В некоторой растерянности бродишь среди всего этого и дума- ешь, что вот в трех мокрицах заблудился.

Средний и малый зал от центральной площади

Пытаешься найти следы обычного Ренцо Пьяно, и даже находишь – вот стоящие отдельно четыре блистающие на солнце трубы, как в Помпиду, вот висящие на стальных канатах лестницы, вот корабельная столярка (хитин этих насекомых выглядит как перевернутое днище гигантского корабля) – словом, весь набор привычных и опознаваемых приемов великого Ренцо Пьяно налицо. Но как-то это спрятано, как-то это не бросается в глаза, как-то ясно, что не в этом дело.

Вид на амфитеатр центральной площади

В какой-то момент вдруг приходит безумная мысль, что Ренцо Пьяно проникся православными ценностями, и главное в этих зданиях, как в православных храмах не снаружи, а внутри. Но это бесполезные надежды. Внутри здание отличается прямо-таки безыскусным аскетизмом. Фойе кирпичное, напоминающее суровый стиль шестидесятников, но без тени драматизма. Зал покрыт трансформирующимися панелями из дерева вишни. Все строго функционально, каждая поверхность такая, какой ей уместно быть с технологической точки зрения. И нигде ни тени архитектурного приема.

далее>>

вверх

 Вызов 

    

07.01.2004 IX-MMIII
Ренцо Пьяно. Аудиториум. Парк музыки в Риме

   
07.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Абсолютная архитектура
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна