приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

Продажа батутов vector-in.com аттракционов у производителя

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
От аттракциона к ландшафту
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Поперечный разрез комплекса стеклянная «река» центральной оси течет стремительно, преодолевая пороги и водовороты

Новая миланская ярмарка – самая большая в Европе. На вопрос о том, как будут теперь функционировать другие ярмарки, которыми славятся итальянские города – верона, Болонья и т.д., Джузеппе Бленджини, архитектор из бюро Массимилиано Фуксаса, который водил меня по ярмарке, ответил: «Специфика сегодняшнего выставочного бизнеса такова, что все мелкие ярмарки обречены. Мы планируем проводить здесь до 20 выставок одновременно, и если собрать все индустриальные выставки по всей Италии, то они обеспечат только две трети заполнения нашего комплекса. Так что мы перетянем сюда часть европейских международных выставок из Германии, Франции и т.д.»

«Кратер» над входной зоной комплекса

Для человека, бывшего где-нибудь на ярмарке – неважно где, в Лондоне, в Вероне, во Франкфурте, в Базеле – это звучит угрожающе. Не потому, что их жалко, наоборот, радуешься за города, избавившиеся от этой опухоли. Но жалко Милан. Современная ярмарка – это такое место, где архитектура не нужна. Нужны прямоугольные ангары, алюминиевые или стеклянные, и инженерные системы, обеспечивающие функционирование торгового организма. Это зона, свободная от архитектуры, и то, что под Миланом будет самая большая свободная от архитектуры зона в Европе, не вдохновляет.

«Кратер» кровли входной зоны изнутри. Материализация идеи «подводной воронки»

Когда подъезжаешь к ярмарке со стороны города, то сначала именно это и обнаруживаешь. Бесконечные, невероятных размеров ангары и, под стать им, прямоугольные офисные коробки. Фуксас не стал здесь ничего изобретать, кроме инженерных решений – на один стометровый железный сарай у него приходится всего один ряд промежуточных опор. Крайне унылое зрелище. Подходя к главному входу, вспоминаешь, впрочем, что один тип архитектуры ярмарке все же нужен. Там требуется аттракцион. Все равно какой – атриум, открытый лифт, чертово колесо – не суть важно. Важно чем-то привлечь в эти ангары глазеющих обывателей.

План и разрез входной зоны

Фуксас расположил аттракционы в двух местах. Во-первых, входная зона, во-вторых, центральная ось ярмарки. Входная зона решена как большая стеклянная гора, причем архитектор застал ее как бы в бурный момент геологических образований. Так что одной частью она вздымается вверх, а другой – проваливается внутрь, будто происходит землетрясение, и одну часть земли бросило вверх, в гору, а в другой образовалась бездна, куда устремляется лава. И все это из стекла. Что касается центральной оси, то через всю ярмарку на полтора километра тянется река – с волнами, порогами, водоворотами. Все это тоже из стекла, и собственно эффект льющейся воды создается стеклянной крышей. Так что, двигаясь по центральной оси, ты как бы находишься под водой, и кафе и переговорные, которые поставлены вдоль оси, сделаны в форме батискафов. Впечатление подводности усилено еще и зеркальными фасадами павильонов и офисов, выходящих на центральную ось, – они цветные. Как бы под водой преломляется свет, и ты видишь бесконечно плывущие мимо тебя отражения тебя же, только разложенные на спектральные цвета. Естественно, когда надо построить аттракцион, современный архитектор прибегает к архитектуре кривуль. Главная ведь функция аттракциона – создание небывальщины, а что лучше подходит к этому, чем архитектурный объем, превращенный в смятую салфетку? Гнутые стены, гнутые потолки, как бы виртуальный мир – лучший мир аттракционов. К тому же еще вода, а есть ли еще что-нибудь столь похожее на воду, как компьютерная вертелка? Прекрасный аттракцион. Немного, конечно, детский. Напоминает луна-парк, когда тебя провозят на тележке сквозь якобы подводный мир, и время от времени на твою тележку бросаются страшные поролоновые осьминоги и пластмассовые надувные акулы. Надо ли говорить, что главная ось снабжена травеллаторами – как в аэропорту, – которые делают эффект «плавания» совсем лунапарковым. Но что еще ждать от подобной функции? Не глубины же экзистенциальных переживаний, в самом деле.

Визуальная концепция кровли, рисунок Массимилиано Фуксаса

И однако там появляется то, чего никак не ждешь. Там появляется потрясающее своим величием пространство утопического города. В этом комплексе первый раз я видел архитектуру кривуль, которая не кажется бессмысленным кривлянием, относительно которой нет вопросов – зачем она. В вымороченный мир прямоугольной геометрии ангаров Фуксас ввел то, что вдруг сделало его естественным – ландшафт. Гору и реку. И эти гора и река стали центром пространства, определили его иерархию. Архитектура кривуль стала рельефом, реальным рельефом, о смысле которого или красоте которого не задумываешься так же, как не задумываешься о смысле и красоте горы. Она не осмыслена и не бессмысленна, она просто есть. Сначала даже не понимаешь, как это сделано. Как получилось, что дигитальная архитектура вдруг стала совершенно естественной в реальном трехмерном мире и больше не выглядит инородным телом, но становится настолько же уместной, насколько уместен реальный ландшафт? Мне кажется, что Фуксас нашел и разрешил главную проблему нелинейной формы. Эта проблема заключается в том, что в нелинейной форме отсутствует масштаб и система координат «вертикаль-горизонталь». Компьютерную вертелку можно перевернуть вверх ногами без всякого ущерба для этого организма, потому что у него нет ног. Именно это и делает ее столь неуместной – она не вписывается в реальный физический мир, не знает различия земли и неба. Но, заметьте, стоит вернуть ее в координатное пространство, в котором она выстроена, с осями XYZ, и этот эффект пропадает. Она как бы закрепляется в пространстве и теряет произвольность своего существования. Так вот, в этом комплексе, выстроенном бесконечными, одинаковыми прямоугольными ангарами, эта текущая река и вздымающаяся гора оказываются в этой самой сетке. Сетка планировки, сетка остекления офисов становятся декартовой сеткой координат. Математическая абстракция криволинейности и физический мир приводятся этой сеткой к одному знаменателю. И этот знаменатель – город. Эта сетка накидана так, что в целом пространство Миланской ярмарки оказывается своего рода римским лагерем. Четкий прямоугольник, разбитый на кварталы, и стеклянная река – это сorso, а входная зона – Piazza традиционного итальянского города. Это задает масштаб. Криволинейная форма в масштабе города дает рельеф. Органичность архитектуры – вечный сюжет ее развития, тем труднее найти в этом сюжете новый поворот. Фуксас его нашел. Он превратил кривули в подлинную форму. Он создал архитектуру, которая является ландшафтом.

Отражение стеклянной кровли в зеркальной металлической облицовке стены одного из павильонов

Сквозной «водоворот», уходящий в первый уровень

Один из постоянно сменяющихся «кинопланов» Фуксаса. Проход в первом уровне комплекса

вверх

 Вызов 

    
  18.12.2005 XV/XVI-MMV
Массимилиано Фуксас
Новое здание Миланской ярмарки
   
  18.12.2005 XV/XVI-MMV
Григорий Ревзин
От аттракциона к ландшафту
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна