приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Антон Горленко
Бэшки в облаках
XXIII-MMVIII - 31.03.2008

Общий вид комплекса со стороны въезда в подземную парковку с шоссе

Новое здание БМВ в Мюнхене выглядит так, что непосвященному может померещиться какой-то крупный архитектурный скандал. Будто какие-то архитекторы долго и упорно проектировали бессмысленную, хаотичную деконструктивистскую абракадабру, гнули стеклянные плоскости, городили нерегулярные полусогнутые опоры, резали, кромсали, то есть по-своему, по-деконструктивистски, очень старались. Но ничего не получилось. Заказчик остыл, проект заглох и так далее. И позвали других архитекторов. Не деконструктивистов. И они все доделали, но очень неделикатно. Они взяли и накрыли всю композицию гигантской, огромнейшей крышей. Волнистой крышей, утолщающейся с одного края, как неудачно отрезанный ломоть докторской колбасы. Крыша сильно вынесена относительно стеклянно-металлического хаоса внутри, он даже и не виден толком, погруженный в тягучую тень. И в общем становится как-то все равно, что там под крышей. Там может и пусто быть: это не влияет на композицию, настолько масштаб этой крыши поглотил все остальное. Получилось абсолютно гипнотическое зрелище. Невероятный объем, помноженный на невероятную простоту. В действительности, конечно, скандала не было, а был, напротив, успех. Весь проект целиком придумали в австрийском бюро Coop Himmelb(l)au, которое выиграло конкурс на проектирование здания BMW Welt в 2001 году. В октябре 2007-го комплекс открыли. Это, в сущности, очень большой автосалон при автомобильном заводе. Мюнхенская фабрика марки находится через дорогу, а на месте нового здания прежде пылила большая автостоянка. Coop Himmelb(l)au, кажется, вписались в предоставленную им площадь целиком, до последнего сантиметра, пожертвовав всякой регулярностью. В плане получилась неповоротливая трапеция. И вообще, получилось так длинно и раскидисто, что не рискнешь обойти вокруг. Единственное, что оживляет картину, это поставленная на остром углу трапеции (если посмотреть на план) ротонда, напоминающая по форме то ли гигантские песочные часы, то ли сросшиеся сталактит со сталагмитом, то ли древесный ствол, подточенный семьей бобров. Эта себе-на-уме-форма усложнена еще и тем, что закручивается в небо: движение создается за счет рисунка каркаса остекления. На эту штуковину вязко наползает одним концом крыша. Где-то возле нее вход. Когда заходишь внутрь... Впрочем, здесь понятие «внутрь» не очень уместно, потому что визуально нет стен, и, соответственно, нет никакого внутрь. Граница здания определяется не границей стены, а попаданием под навес крыши. Так вот, когда заходишь под крышу, оказываешься несколько дезориентированным. Там внутри есть разные объекты: пандусы, лестницы, опоры, выступы-подиумы на полу и подвешенные к потолку, как люльки к дирижаблю, застекленные балконы. И все эти формы – сами по себе. Между ними не выстроено никакой формальной иерархии. Исходя из логики пространства, непонятно, как в нем себя вести, как двигаться: пространство не задает никакого направления. Здесь нет главных форм и второстепенных. Основное занятие публики, приходящей в BMW Welt, это покупать новые машины, ну или, в крайнем случае, смотреть на тех, кто покупает. Процесс покупки обставлен так: вы регистрируетесь, потом ждете оформления всех документов и подготовки автомобиля, а потом автомобиль спускается к вам с потолка, как бог из машины. Если точнее, то как машина-бог. Также в здании есть: новые модели БМВ, расставленные тут и там, какие-то бесконечные выставки достижений концерна, дизайн-студия БМВ, фирменные магазины БМВ, кафе, рестораны, комнаты отдыха, лаундж с гостиницей для покупателей, детский центр для детей покупателей, бизнес-центр (очевидно, для оптовых покупателей) и т.д. Все эти помещения и должны, по идее, задавать траекторию человеку, который уже зарегистрировался, но машину с потолка еще не получил. Поскольку здание простреливается взглядом из конца в конец, счастливец может заметить торжественный спуск хоть из-за стола в ресторане, хоть из детской, хоть из гостиничной кровати.

Генеральный план участка

Когда смотришь на историю проектов Coop Himmelb(l)au с конца восьмидесятых до настоящего момента, то начинает казаться, что в предположении про два разных архитектурных бюро есть доля истины. В конце восьмидесятых они начинали как программные деконструктивисты и делали довольно экстравагантные проекты. Они пытались транслировать в проект абсолютно хаотичные, случайные формы и линии и для этого, например, выполняли наброски зданий с закрытыми глазами, прислушиваясь к потоку сознания, а потом сканировали их и делали проект. Если обобщать, то все их работы рубежа 80-90-х похожи на сваленные в большую кучу строительные обломки, которые потом удалось обжить. Вдруг понимаешь, что тут задействован тот же механизм, что и в поэтике неоклассических руин, только поменялись формы и, что важнее, сам характер перехода в руинированное состояние. Вместо естественного, сентиментального зарастания плющом и осыпания, тут подразумевается какая-то внезапная катастрофа. Будто произошел взрыв или землетрясение, после которого совсем новенькое хайтековское сооружение из стекла и металла начало сползать набок. И пока оно еще не окончательно сползло, его закрепили. Забили хаотично десятки тонких временных подпорок, где-то залатали дыры, кое-где подлили бетона. И оно осталось стоять эдаким памятником катастрофе, который используется исключительно в развлекательных целях – сделали пару музеев, киноцентр, школу изящных искусств; все довольно камерные по меркам современной звездной архитектуры вещи.

Общая схема построения структуры здания по уровням

План по уровню 1-го этажа

В своем знаменитом манифесте «архитектура должна гореть» создатели группы Вольф Прикс и Хельмут Свицински написали: «С 1965 года мы были очарованы идеей воздуха. Огромные пустые павильоны без назначения… Они должны быть прежде всего нейтральны и содержать многие возможности использования и реконструкции для будущих пользователей. павильоны должны стать упорядочиваемы активностью пользователей, а не замыслом архитектора». Не ясно толком, дело ли тут в их собственных теоретизированиях, или в инициативе заказчиков, или вовсе в какой-то общей, объективной потребности. Очевидно другое: с начала 2000-х годов они начали строить именно такие здания, как в этом описании, и это уже абсолютно новая типология. Они выиграли несколько конкурсов в 2000-2002 годах. Здание БМВ уже закончено; на подходе городской развлекательный центр JVC в Гвадалахаре, музей в Лионе, кинокомплекс в Бузане (Корея). Все эти постройки очень похожи типологически. Это действительно огромные павильоны, в которых нет какой-то одной четкой функции. Это общественные центры, в которых можно запросто провести день, блуждая от экспозиции к ресторану, от ресторана к кинотеатру и через магазин обратно к какой-нибудь экспозиции. К публикации проекта развлекательного центра в Гвадалахаре есть трехмерная развертка, в которой ясно видно, как строится такое пространство от пола до потолка. Нижний ярус – уровень пола, условно названный «городским ландшафтом» с рельефом, уступами и впадинами. На этом полу стоят различные функциональные блоки, камерные здания-объемы – это второй ярус. В третьем ярусе – подвешенные в воздухе галереи и площадки. Над ними висят всякие деконструктивистские кривули и угловатые, будто из 20-х годов, призмы. Этот ярус поэтично назван «облака и фигуры». А уже потом, пятым ярусом, следует крыша, которая накрывает все это. В БМВ все именно так и устроено. Внутри него можно найти все прежние, хаотичные, «руинированные», будто выжившие после взрыва формы Coop Himmelb(l)au. Изменился подход к производству этих форм. Они создали что-то вроде типового конструктора из того, что раньше рисовали с закрытыми глазами – так пресловутый двойной конус встречается во всех новых проектах. И теперь, пользуясь деталями этого конструктора, ищут способа достижения абсолютной иррациональности на метауровне. Они проектируют здание не как объем, а как отношение объемов, как квартал исторического города. В городе ведь все так и устроено: зашел в ресторан, потом погулял, потом опять в ресторан. Нет никакой изначально заданной траектории. Тут надо, конечно, держать в уме, что здание БМВ хочет выглядеть таким вот городским кварталом, в очень условном смысле. А в первую очередь это здание декларирует себя как нереальное, потустороннее пространство; именно в этом заключается очень последовательная интенция всей современной архитектуры такого рода. До сих пор эти поиски крутились вокруг попыток создать потусторонний объект. Здесь создан потусторонний мир, в который можно войти. У этого мира какие-то абсолютно непонятные нам иррациональные принципы формообразования. Своя иерархия пространства, кажущаяся нам анархией, свое небо-крыша наконец. Именно поэтому до гипнотичности неинтересно смотреть на здание БМВ со стороны, издали, как на объем или как на скульптуру. В нем надо просто быть.

Вид здания с юга, из жилых домов городка БМВ

Виды с компьютерной анимации проекта

Вид «турбины» с севера, со стороны комплекса

План «турбины»

«Турбина» – эмблема здания БМВ

Вид комплекса с юга, со стороны парадного входа

Вид на кровлю здания

В северной части архитектура здания больше соответствует принципам ранней деконструкции 90-х

По первоначальному замыслу здание БМВ было «облаком на столбах». Рисунок показывает, как крепить столбы к облаку

Вид на комплекс с высотной телебашни Мюнхена

Восточный фасад здания. В реальности верхняя часть здания не напоминает облако и отличается от остальных только вычурной геометрией

Вид на западный фасад здания со стороны подходного пандуса

Деталь «турбины» с подходного пандуса

Входная зона здания

Фрагмент западного фасада здания

Общая панорама здания с востока

Развертка восточного фасада
Схематический разрез по линии север-юг
Развертка южного фасада
Схематический разрез по линии запад-восток

Общая панорама главного зала с видом на «турбину»

Схема разреза по «турбине»

Вид входной части

Общая панорама главного зала с пандусом БМВ

Схема построения «турбины» по направляющим. Фасад, план
Общая схема построения здания по конструктивным направляющим

Интерьер «турбинной» части

Интерьер «турбины» в процессе строительства

Детали интерьера «турбины»

вверх

 Вызов 

    
31.03.2008 XXIII-MMVIII
COOP HIMMELB(L)AU
BMW WELT (Центр продаж BMW) в Мюнхене
   
31.03.2008 XXIII-MMVIII
Антон Горленко
Бэшки в облаках
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна