приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

По реальным ценам бойлер gorenje без лишних проблем.

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Deus ex machina
V-MMII - 06.11.2002

Марк Баррон из Уилкинсон Эйр: «Речь не шла о полной переделке комплекса и использовании всего внутреннего пространства – в основном, все должно было оставаться, как раньше. Мы могли сделать все, что угодно, с точки зрения конструкции не было никаких сдерживающих факторов... Мы вошли в контакт со зданием, которое нас восхитило, и затем превратили его в нечто другое»

Проект «Магна» получил Стирлингпрайз 2001 года – высший приз Королевского института британских архитекторов (RIBA). То есть с профессиональной точки зрения он признан лучшим проектом программы Миллениум, обойдя и сады Иден Николаса Гримшо (см. Проект Классика №4), и мост Миллениум Нормана Фостера, и множество других амбициозных проектов. Проблемы судейства в британском союзе архитекторов довольно далеки от нас, но все же сначала не очень понятно, почему он признан лучшим.

Как и все проекты Миллениум, начиная с Купола тысячелетия Ричарда Роджерса, «Магна» отличается патетической невнятностью задачи. Заброшенная сталелитейная фабрика в сорока минутах езды от Ротерхема (не Рио-да-Жанейро – южный Йоркшир), в убитой промзоне, в роли музея-памятника этой промзоне. Музея, в котором нечего смотреть, кроме Воды, Воздуха, Земли и Огня, которых и в других местах навалом. При этом плановая посещаемость – 250 тысяч человек в год. Когда функция объекта столь изысканно бредова, мимо нее невозможно пройти. Очевидно, что здесь – пуант всей работы, именно здесь ее соль, в том числе здесь же разгадка столь высокой оценки работы Wilkinson Eyre. Чем безумнее задача, тем сильнее в архитектуре чисто художественное измерение, тем ближе она к арт-жесту. Когда вы входите в цех, то его машины, кран-балки, литейные формы и так далее завораживают сами по себе. Проект «Магна» уместно сравнить с реконструкцией «Тейт» Херцога и де Мерона. Фактически, у «Тейт» та же выразительность – прома старой электростанции. Но при этом там еще есть искусство, и надо сказать, что более занудные пространства, чем гипсокартонные ячейки «Тейт» с лучшими образцами арт-мысли, найти трудно. Здание поделено примерно пополам, и половина – это пространство для выразительности архитектуры, а половина – склад для арта. Что удобно – за функцию отвечает одно, за красоту – другое, а в целом создается впечатление функционального красивого здания. Но в «Магна» нет и современного искусства. Один из архитекторов бюро Wilkinson Eyre, Марк Баррон, так описывает первое посещение фабрики: «Мы осматривали ее с фонариком, и у нас не было никакой идеи, от которой мы бы отталкивались. Надо было идентифицировать пространство. Понять, что нужно оставить из массы машинерии. Как превратить эту грубую фактуру в аттракцион». Пробираться через заброшенную фабрику с фонариком – уже само по себе аттракцион в духе «Сталкера». Тут не надо ничего добавлять или убавлять – все уже сложилось, и если бы можно было просто объявить все это музеем сталелитейности, то свое предназначение – пространство аттракциона, таинственное и влекущее – цех выполнял бы без всякого архитектурного вмешательства. Проблема в одном – со сталкером не ходят толпой, такой аттракцион не обеспечивает массового посещения. Нужна национальная программа реконструкции, включение в программу Millenium, высшая национальная премия за архитектуру. Но это означает, что архитектурная задача формулируется так – перестроить сталелитейный цех так, чтобы ничего не нарушить. В этом и состоит изящество концепции Wilkinson Eyre. Предложенная концепция есть архитектурное исследование выразительности фабричной архитектуры, попытка понять, что же в ней цепляет.

далее>>

вверх

 Вызов 

    

06.11.2002 V-MMII
Кеннет Пауэлл
Стальное наследство

   
 

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
«Центр земли» Георгия Цыпина

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Deus ex machina

   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна