приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Николас Гримшоу. Проект Эдем
IV-MMII - 27.07.2002



ПРОЕКТ ЭДЕМ EDEN PROJECT 
Корнуолл, Англия (Cornwall,England) 
архитектор Николас Гримшоу и партнеры (Nicholas Grimshaw &Partners) 
проект 1998 
реализация 2000 –2001 
стоимость проекта 75 млн фунтов стерлингов
площадь 22 000 м2
клиент Проект Эдем (The Eden Project Ltd.)

Сады Иден (буквально «Eden Project» следует переводить как «Проект Эдем») придумал Тим Смит (Tim Smit)– девелопер проекта. Проект, начавшийся в 1995-м с гранта в 25 000 фунтов от Миллениум коммишн для Тима Смита и корнуолльского архитектора Джонатана Болла (Jonathan Ball), превратился в 75-миллионный проект. Тим Смит теперь исполнительный директор Идена. Здание уже достигло культового статуса, как, скажем, музей Гуггенхайма в Бильбао, его используют как фон для программ новостей и телеинтервью. Нет никаких официальных данных, что команда «Джеймса Бонда» задействована, но по всем признакам можно ожидать, что скоро здание появится на экране в этом контексте.





Пальмовая оранжерея в садах Кью Пэкстона, вписанная для сравнения в Проект Эдем Гримшоу
План покрытия
Продольный разрез


Сады Иден спроектированы бюро «Николас Гримшоу и партнеры» (Nicholas Grimshaw &Partners). Этот ботанический сад – часть программы «Миллениум», он призван продемонстрировать глобальную связь всего живого и зависимость человека от растений. Он расположен на территории в 15 гектаров в бывших карьерах для добычи каолина недалеко от Сент-Остелла в Корнуолле (St.Austell in Cornwall). Пространство разделено на две связанные «биомы» с контролируемым климатом – одна воссоздает климат влажных тропиков, другая – теплый климат Средиземноморья. Каждая биома сделана из четырех соединенных куполов. Самая большая биома – 240 м. в длину, 55 м. в высоту и 110 м. в ширину – достаточное пространство, чтобы разместить лондонский Тауэр. С архитектурной точки зрения это геодезическая структура, существенно более обширная и легкая, чем любая построенная ранее. Купола сконструированы из стальных шестиугольных рам. Диаметр составляющих их стальных трубок всего 193 мм – филигранная структура сродни паучьей сети. На рамы натягивается прозрачная фольга ETFE (Ethylene Tetra Fluoro Ethylene). По сравнению со стеклом ETFE стоит вдвое меньше, имеет лучшие качества температурной изоляции и пропускает больше ультрафиолета, что для растений чрезвычайно важно. Она весит 1 процент от веса стекла, делая всю структуру легче, чем воздух, в ней содержащийся,– если ветер подует в нужном направлении и если не будет достаточного крепежа, пузыри просто унесет. Но, как подчеркивают строители, это маленький недостаток. Другой недостаток в том, что срок службы фольги – 25 лет, но есть надежда, что, когда ее нужно будет менять, изобретут еще более продвинутый материал.





Генеральный план 
Компьютерная модель биом

Сначала Гримшоу нарисовал Иден по образцу международного терминала Ватерлоо,и схожая структура из стальных арок, ферм и стекла была утверждена в качестве исходного проекта. Но, по словам архитекторов, пока искали деньги на реализацию, было время подумать. Первоначальный проект был, по сути, возрождением викторианских принципов. При этом возникали огромные затраты по доставке стальных ферм и стекла в Корнуолл. Кроме того, все больше крепло ощущение, что конструкция из стальных ферм не подходит для здания неправильной формы. При такой конструкции должен быть жесткий план, фиксированный контур участка, каждая ферма должна быть сконструирована для особого место- положения, и все они были бы разного размера. При этом карьер продолжали эксплуатировать, склон углублялся, контур пятна застройки постоянно менялся, и с каждым изменением все фермы нужно было рассчитывать по-новому. «Шестиугольник снова и снова появляется в природе,– говорит Эндрю Уоли (Andrew Whalley), один из партнеров Гримшоу.– Подумайте о мушиных глазах или сотах. Это наиболее эффективная форма. В точке, где две сферы разного размера встречаются, шестиугольники меняют форму, чтобы позволить частям присоединить стальную арку из ферм, которая образует основную структуру, связывающую купола». Соединение навеяно бионическим принципом – Уоли ссылается на то, как крылья стрекоз, легчайшая кожица которых составлена из шестиугольной сетчатой структуры, крепятся к телу. Свободная форма получающейся структуры позволяла спокойно приспосабливаться к меняющейся форме карьера – если его края меняются, купола просто уменьшаются или увеличиваются в размерах. Стенка карьера используется как сторона биомы, создающая естественный террасный эффект и служащая театральным задником для растений,– в результате интерьеры драматичны даже сейчас, когда растения еще не выросли. В целом в интерьере захватывает дыхание, некоторые детали – как бамбуковые леса – совершенно диснеевские.





Этилентетрафлороэтиленовые «подушки» заполнения структуры в процессе монтажа
Типовой узел соединения

Две биомы соединены низкотехнологичным, крытым дерном зданием, которое задумано как полный контраст космическим биомам. Сначала соединяющее здание выглядело скорее неуклюжим по сравнению с суперэлегантными соседями, но трава на крыше выросла, и оно слилось с пейзажем, создавая ощущение, что биомы вырастают прямо из земли. Вторая очередь проекта предполагает строительство третьей, «засушливой», биомы и отдельного учебного центра, кроме того, Гримшоу сейчас делает проект гостиницы на 200 номеров.


Изабелла Аллен

вверх

 Вызов 

    

27.07.2002 IV-MMII
Николас Гримшоу 
Проект Эдем

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Расти как хочешь 

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов.
Купола Фуллера

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Оксана Рудченко.
Вторая великая оранжерея миллениума

   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна