|
|
Николас Гримшоу. Проект Эдем IV-MMII -
27.07.2002
ПРОЕКТ ЭДЕМ
EDEN PROJECT
Корнуолл, Англия
(Cornwall,England)
архитектор
Николас Гримшоу и партнеры
(Nicholas Grimshaw &Partners)
проект
1998
реализация
2000 –2001
стоимость проекта
75 млн фунтов стерлингов
площадь
22 000 м2
клиент
Проект Эдем
(The Eden Project Ltd.)
Сады Иден (буквально «Eden Project» следует переводить как «Проект Эдем») придумал Тим Смит (Tim Smit)– девелопер проекта.
Проект, начавшийся в 1995-м с гранта в 25 000 фунтов от Миллениум коммишн для Тима Смита и корнуолльского
архитектора Джонатана Болла (Jonathan
Ball), превратился в 75-миллионный проект. Тим Смит теперь исполнительный директор Идена.
Здание уже достигло культового статуса, как,
скажем, музей Гуггенхайма в Бильбао, его используют как фон
для программ новостей и телеинтервью.
Нет никаких официальных данных, что
команда «Джеймса Бонда» задействована,
но по всем признакам можно ожидать, что
скоро здание появится на экране в этом
контексте.
Пальмовая оранжерея в садах Кью Пэкстона,
вписанная для сравнения в Проект Эдем Гримшоу
План покрытия
Продольный разрез
Сады Иден спроектированы бюро «Николас Гримшоу и партнеры»
(Nicholas
Grimshaw &Partners). Этот ботанический
сад – часть программы «Миллениум», он
призван продемонстрировать глобальную
связь всего живого и зависимость человека от растений.
Он расположен на территории в 15 гектаров в бывших карьерах для
добычи каолина недалеко от Сент-Остелла
в Корнуолле (St.Austell in Cornwall).
Пространство разделено на две связанные «биомы» с контролируемым климатом
– одна воссоздает климат влажных тропиков, другая – теплый климат Средиземноморья.
Каждая биома сделана из четырех
соединенных куполов. Самая большая
биома – 240 м. в длину, 55 м. в высоту и
110 м. в ширину – достаточное пространство, чтобы разместить лондонский Тауэр.
С архитектурной точки зрения это геодезическая структура,
существенно более
обширная и легкая, чем любая построенная ранее.
Купола сконструированы из
стальных шестиугольных рам. Диаметр составляющих их стальных трубок всего
193 мм – филигранная структура сродни
паучьей сети. На рамы натягивается прозрачная фольга ETFE (Ethylene Tetra Fluoro
Ethylene). По сравнению со стеклом ETFE
стоит вдвое меньше, имеет лучшие качества температурной изоляции и пропускает
больше ультрафиолета, что для растений
чрезвычайно важно. Она весит 1 процент
от веса стекла, делая всю структуру легче,
чем воздух, в ней содержащийся,– если
ветер подует в нужном направлении и если не будет достаточного крепежа,
пузыри
просто унесет. Но, как подчеркивают строители,
это маленький недостаток. Другой
недостаток в том, что срок службы фольги
– 25 лет, но есть надежда, что, когда ее
нужно будет менять, изобретут еще более
продвинутый материал.
Генеральный план
Компьютерная модель биом
Сначала Гримшоу нарисовал Иден по
образцу международного терминала Ватерлоо,и схожая структура из стальных
арок, ферм и стекла была утверждена в
качестве исходного проекта. Но, по словам архитекторов,
пока искали деньги
на реализацию, было время подумать.
Первоначальный проект был, по сути, возрождением викторианских принципов.
При этом возникали огромные затраты
по доставке стальных ферм и стекла в
Корнуолл. Кроме того, все больше крепло
ощущение, что конструкция из стальных
ферм не подходит для здания неправильной формы.
При такой конструкции должен быть жесткий план,
фиксированный
контур участка, каждая ферма должна
быть сконструирована для особого место-
положения, и все они были бы разного
размера. При этом карьер продолжали
эксплуатировать, склон углублялся, контур пятна застройки постоянно менялся,
и с каждым изменением все фермы нужно
было рассчитывать по-новому.
«Шестиугольник снова и снова появляется в природе,– говорит Эндрю Уоли
(Andrew Whalley), один из партнеров Гримшоу.– Подумайте о мушиных глазах или
сотах. Это наиболее эффективная форма.
В точке, где две сферы разного размера
встречаются, шестиугольники меняют
форму, чтобы позволить частям присоединить стальную арку из ферм,
которая образует основную структуру, связывающую
купола». Соединение навеяно бионическим принципом – Уоли ссылается на то,
как крылья стрекоз, легчайшая кожица
которых составлена из шестиугольной сетчатой структуры,
крепятся к телу. Свободная форма получающейся структуры позволяла спокойно приспосабливаться к меняющейся форме карьера – если его края
меняются, купола просто уменьшаются
или увеличиваются в размерах. Стенка
карьера используется как сторона биомы,
создающая естественный террасный
эффект и служащая театральным задником для растений,– в результате интерьеры драматичны даже сейчас,
когда растения еще не выросли. В целом в интерьере
захватывает дыхание, некоторые детали
– как бамбуковые леса – совершенно
диснеевские.
Этилентетрафлороэтиленовые «подушки»
заполнения структуры в процессе монтажа
Типовой узел соединения
Две биомы соединены низкотехнологичным, крытым дерном зданием,
которое
задумано как полный контраст космическим биомам.
Сначала соединяющее здание выглядело скорее неуклюжим по
сравнению с суперэлегантными соседями,
но трава на крыше выросла, и оно слилось
с пейзажем, создавая ощущение, что биомы вырастают прямо из земли.
Вторая
очередь проекта предполагает строительство третьей,
«засушливой», биомы и отдельного учебного центра,
кроме того,
Гримшоу сейчас делает проект гостиницы
на 200 номеров.
Изабелла Аллен
вверх
|
|
|