|
|
Инородное тело I-MMI - 29.10.2001
Идея начать "Проект классику" со здания музея Гуггенхайма в Бильбао родилась из азарта. Гипотеза этого журнала заключается в том, что на любой модернистский вызов существует классический ответ. Это принципиально важно и вот почему.

Когда авангардные формы рождались, главным в них было то, что они новые. Новизна формы передавала новизну современности - что и было смысловым наполнением авангардных форм. Это было что-то вроде спорта - кто придумает новее.
Сегодня авангарду восемьдесят лет - сами по себе формы авангардной архитектуры никак не новые. Они сформировали свою, длинную и чрезвычайно обширную традицию из десятков тысяч зданий и десятков тысяч страниц, эти здания нахваливающих.
Новизна тоже стала традицией. Авангардные формы традиционно считаются новыми. К временным параметрам это не имеет никакого отношения. Скажем, если архитектор цитирует в своей работе Мельникова, то это - новая архитектура, а если Захарова, работавшего тридцатью годами позже Мельникова, то это старая архитектура.
Возьмем того же Гери. В узких рамках архитектуры неомодернизма 90-х его здания новы. Но если взять ВХУТЕМАС, динамические композиции начала 20-х, новизна уже окажется под сомнением. Если же выйти за рамки архитектуры и взглянуть на кубистический натюрморт, на абстрактные скульптуры Габо и Певзнера, на Ганса Арпа - исчезнет уже всякий привкус новизны. Эти формы изобретены 50-60-70 лет назад.
Предположим, нам удается найти классический ответ на вызов Бильбао. То есть найти такое здание в классике, которое выражает ту же тему. Тогда окажется - нет, не то, что все уже было. Окажется, что классическая архитектурная традиция не замкнута в истории. Что она способна высказываться на сегодняшнюю тему, то есть - жить сегодня.
Тогда "Проект Классика" - проект включения классической архитектурной традиции в активный диалог с современностью - имеет основания надеяться на успех. Ведь по сути, если сегодняшняя тема выражается классической архитектурой, то тогда представление о том, что она может быть выражена только языком современным - не более чем вопрос привычки. Рядом с одной привычкой всегда можно привить другую.
Все эти соображения я пытался втолковать уважаемым и любимым мною архитекторам, уверенным, что классика безнадежно устарела и никуда более не годится. И, наконец, получил в ответ: "А Бильбао? Ну что ты можешь предъявить в классике на тему Бильбао? Ничего подобного никогда не было".
И из этого возник азарт. Если главное здание неомодернизма действительно выражает смысл, недоступный классике - тогда гипотеза неверна. Классика устарела. И наоборот, если удастся найти классический ответ на вызов Бильбао, тогда можно считать, что идея работает.
Григорий Ревзин
вверх
|
 |
|