|
|
Григорий Ревзин. Расти
как хочешь IV-MMII -
27.07.2002
Казалось бы,что такого? Бакминстер
Фуллер придумал геодезический купол
сорок лет назад. Такой новинкой поразить
трудно. Ботанический сад – жанр, уж вовсе отдающий викторианской чопорностью.
Само явление – парник в дальней
части Корнуолла – отчасти напоминает
теплицы в дальней части Парка культуры.
В архитектуре, кажется, на удивление мало придумано – просто большое перекрытие над растениями.
Тем не менее это самое известное здание
года. Eden Project сравнивают с Бильбао
и предлагают снимать там следующую
серию про Джеймса Бонда. Новый мировой архитектурный мегааттракцион.
Но для аттракциона он очень странный.
Аттракцион – вещь довольно определенная. Аттракцион должен захватывать,
затягивать, пропускать через себя и выплевывать.
Чем интенсивнее это происходит и чем более необычные ощущения
испытывает человек в процессе того, как
его переваривают, тем аттракцион успешнее.
Eden Project не предлагает этого сценария. Везде, где только возможно,
он
от этого уклоняется.
Первоначально сады Иден должны были
строиться, как международный терминал
Ватерлоо того же Николаса Гримшоу.
Ватерлоо – это архитектурный спидвей:
когда смотришь на здание, у тебя ощущение, что смотришь из окна мчащегося
поезда. Как любой вокзальный перрон,
он основан на схеме базилики – то есть
в нем есть ощущение пути и кульминации
в конечной точке. Но, поменяв фермы на
купола, сделав вход посередине, Гримшоу
сломал базиликальную схему. Иден –
не последовательность пространств, каждое из которых выталкивает тебя в следующее,
напротив, несильный подъем вверх
от входа к крайним точкам «биом» останавливает движение,
в каждой следующей
точке хочется остановиться, а не двигаться дальше.
Формально вместо базиликальной схемы
получилась купольная. Но тоже очень
странная. Есть аттракцион «базилика»,
есть аттракцион «купол». Он предполагает
движение к центру и остановку в нем –
отсюда начинается вознесение вверх.
Похоже, что главной задачей Гримшоу
стало стремление уйти от этой центрической определенности.
Купол дает ощущение восхождения,
но при нейтральности пола. Гримшоу оставил естественный рельеф вырытой ямы,
но никакого отношения к геометрии куполов этот рельеф не имеет.
Движение по
рельефу и движение куполов оказывается
несогласованным – ногами тебя возносит
к краю ямы, глазами – в купол. Это все
равно как разместить купол над лестницей, которая начинается и заканчивается
за его границами. Специально, чтобы
ты не мог вычислить ступеньку, на которую проецируется центр.
Почему этих куполов по четыре с каждой
стороны, а не два? С точки зрения функции при неопределенном пятне застройки
– а ситуация была именно такой – это
ведь все равно, разделить пространство
на четыре части или перекрыть одним
куполом. При этом каждый очередной
купол не соответствует никаким членениям интерьера – в одной биоме единое пространство тропического леса,
в другой –
средиземноморское. Купола есть, подкупольные пространства отсутствуют.
Один купол имеет один центр. Четыре
купола – уже четыре центра. Правда,
четыре центра – это все же не отсутствие
центра вообще. Но в сетчатой структуре
фуллеровских геодезических куполов все
ячейки одинаковы и равноправны. Замковой ячейки нет – все равны.
Вдобавок
к этому перед нами две сетки – одна шестиугольных переплетов,
другая – ромбов
поддерживающей купол металлической
решетки, и они не совпадают между собой. Ты скользишь взглядом по этим бесконечным случайным геометрическим
пересечениям двух структур, и он не останавливается на центре,
а проскакивает
дальше.
Это аттракцион, который тебя никуда
не ведет и нигде не останавливает. Делай,
что хочешь. Ничего не хочешь – ничего
не делай. Просто будь. Аттракцион глубокого спокойствия.
Двигаясь по этому пути размышлений,
понимаешь, что структура Иден парадоксальна не только с точки зрения логики
аттракциона, но и с точки зрения техники.
С одной стороны – перед нами чудо технической мысли – самое легкое,
самое большое, самое ультрафиолетопроводящее –
сплошная Книга рекордов Гиннесса.
Но с другой – эта техника как-то странно
работает.
Логика техники – прагматизм. То есть
нечто делается для чего-то. Но все те вопросы,которые возникали в связи с логикой аттракциона,
возникают и в отношении технической прагматики.
Почему этих
куполов четыре? Почему они такого размера? Почему перемычки между ними
находятся в этих конкретных местах?
В какой-то момент возникает ощущение,
что компьютерные вертелки случайно сложились в эту форму.
Представьте себе,
что у вас в мониторе прыгают фуллеровские геодезические купола.
Модель построения таких фигур заключается в том,
что сначала задается элементарная первофигура (шестиугольник)
и купольная
форма структуры, в которую они должны
соединиться, а потом радиус каждого конкретного купола и координаты его центра
в некой пространственной области генерируются по закону случайных чисел.
Вопрос о том, почему данный купол данного размера и в данном месте относится
к числу неправильных,– это как раз зона
случайного. Но когда техника ведет себя
таким образом, кажется, что она живет
сама собой. В каком-то смысле перед
нами абсурдная ситуация случайной технической формы.
Дойдя до этой точки, вдруг начинаешь
понимать, что, возможно, фуллеровские
купола здесь – не просто запатентованное конструктивное изобретение.
Образ
Бакминстера Фуллера вообще как-то двоится. С одной стороны – гениальный изобретатель приятных технических усовершенствований.
Геодезический купол. Сортир minimax в поезде и в самолете.
Надувной дом. С другой стороны – основатель довольно эзотерического,
полунаучного, полурелигиозного учения о синергетике.
Таинственный персонаж. Но неожиданно востребованный.
Норман Фостер
каждое свое интервью начинает с того,
что ему рассказывал «Баки», когда он
у того работал. Гримшоу, правда,не цитирует Фуллера на каждом шагу,
однако же,
Иден, по-видимому, является самым масштабным воплощением его идей.
Синергетика помимо всего прочего предполагает такую модель построения Вселенной,
при которой каждый ее элемент –
от атома и до планетарных мегаобразований – наделен некоторой свободой.
Атом
водорода может соединяться с кислородом, а может и не соединяться,
если не
хочет, примерно так же, как люди могут
жениться, а могут и нет. Система природы,
которая возникает в этой перспективе,
оказывается «сложной системой» – каждый ее элемент связан с другими не как
винтики в механизме, но как люди в обществе. Природа – свободна и разумна в
каждом из своих элементов, они таковы,
каковы есть, не из-за соответствия «законам
природы», но потому, что они так хотят.У природы нет единого центра и единого замысла,
а есть бессчетное количество свободных разумов и воль,
которые
складываются, как им угодно. Фуллер
полагал, что человеку важно не познать
несуществующий первозамысел о природе, но ощутить свою включенность в эту
симфонию свободных воль и действовать,
представляя себе права и желания своих
соседей по Бытию. Синергетику можно
считать довольно маргинальным учением,
но в той или иной форме подобные взгляды легли в основу современных экологических доктрин.
А они являются едва ли
не единственной заменой сегодняшнего
религиозного сознания.
Форму куполов Гримшоу можно объяснить
компьютерными прыгалками, а можно
еще одним способом.Если все пространство глиняной ямы,
на краю которой стоят
его биомы, представить себе как лужу,
представить дождь, то пузыри у края этой
лужи выглядели бы точно так же – соединившись в случайные группы по три-четыре с перемычками в случайных,
непредсказуемых местах, они бы ясно демонстрировали полную свободу и непредсказуемость своего поведения.
Так что ситуация
садов Иден – это ситуация техники, ведущей себя подобно природе,
что в контексте экологического мышления предполагает со стороны техники определенную
свободу воли. Хочу – складываюсь в три
купола,– хочу в один. Главное, никому
не мешаю, не нарушаю ничьей свободы.
Тут, пожалуй, главное отличие садов Иден,
их новизна. Техника со свободой воли –
это навязчивый кошмар европейской
цивилизации, это взбунтовавшийся автомат, раб,
восставший на своего хозяина.
Здесь же свободная техника оказывается
благом. Она позволяет надеяться на гармонические отношения с природой,
потому что ничего не навязывает ей и ничему
не служит – просто бытийствует, подобно
растениям в саду. В историю мировой
архитектуры Англия вошла двумя вещами.
Сначала – английским пейзажным пар
ком, потом – английским хайтеком.
Они не могли не соединиться. И теперь
нам предъявлен английский пейзажный
хай-тек. Это такая техника, которая растет, как ей хочется,
синергетично с бесконечным числом свободно растущих
элементов, составляющих свободный
естественный пейзаж искусственного
ботанического сада.
Григорий Ревзин
вверх
|
|
|