приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Бессонница, комар и тиканье часов
XIV-MMV - 31.08.2005

До сего дня в нашем журнале архитектура, подобная той, которую производит Ларс Спойбрук (Lars Spuybroek), называлась архитектурой кривуль. Название ироническое, как, впрочем, и иноязычные аналогии. В англоязычном мире ее принято называть Bubble architecture (архитектура пузырей), итальянцы назвали ее architettura dei macaroni (архитектура макарон). Однако как раз над работами Спойбрука в силу причин, о которых дальше, не хочется иронизировать, и нужен другой термин. Недавняя книга Ирины Добрицыной предлагает термин «нелинейная архитектура» (И.А. Добрицына. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. М.: Прогресс, 2004). При всей условности (по сути «нелинейная» означает «непрямолинейная») термин обладает достоинством безоценочности. Посему впредь мы будем пользоваться им.

Интерьеры Сон-О-Хауз’а
Датчики фиксируют положение человеческого тела, и в соответствии с их сигналами генерируется музыка

В общем широком движении к нелинейности место Спойбрука достаточно специфично. С одной стороны, в отличие от Захи Хадид или Ханни Рашид, он создает объекты «несерьезные». Павильон воды в Нельте-Янс, центр «Оболочка» в Лилле, башня «Д» (D-Tower) в Дойтинхеме – скорее архитектурные инсталляции, чем реальные дома. Жанр Son-O-House тоже трудно определить в архитектурных терминах – то ли архитектура, то ли звучащая скульптура. Нелинейная архитектура в принципе не слишком приспособлена к реальному использованию, но все же на фоне работ Спойбрука другие герои движения выглядят крепкими реалистами, для которых главное – функциональность и удобство. Максимум, который предлагают его здания – это войти и выйти, делать в них нечего, большинство получившихся у него пространств непригодны для человеческого пребывания.

Схема «улавливания» датчиками передвижения человеческих тел для генерирования музыки разных регистров

С другой стороны, эти здания обладают удивительным качеством виртуальной аутентичности. Это трудно определимое, но ясно ощущаемое качество. Когда смотришь в натуре работы Захи Хадид или Фрэнка Гери, то постоянно натыкаешься на некий компромисс виртуальности с реальностью. Для того чтобы ощутить их в полной мере, нужно достроить из реального обратно тот виртуальный образ, из которого они возникли, так, чтобы металл, бетон и стекло возвратились в те кривые линии и плоскости, которые вертелись в компьютере. Тогда возникнет искомый эффект присутствия в невозможном в рамках обыденной физики пространства. У Ларса Спойбрука этот момент обратной достройки здания до проекта не нужен. Его объекты ни в малой степени не теряют своей виртуальности, будучи переселенными в наш реальный мир, и когда смотришь на фотографии Son-O-House, кажется, что перед тобой рендеры, а не реальная действительность. Можно сказать, что Спойбрук в большей степени «застрял» на экспериментальной стадии, чем его коллеги по движению, но с другой стороны, длительность этого застревания обеспечивает более качественный результат. И это качество заставляет внимательнее отнестись к тем построениям, которые фундируют его архитектурную форму.

Датчик «телоулавливания»

На лекции в Москве, которую Спойбрук прочитал в рамках программы «Кредо» 21 марта 2005 года, он описывал свою конструкцию следующим образом. Берутся ленты бумаги и вполне произвольным образом бросаются на стол. Они образуют некий пространственный скелет, который фиксируется клеющим материалом. После чего на него набрасываются узкие нити бумаги, которые укрывают скелет как волосы, и это и есть итоговая форма здания. Полученная модель оцифровывается. Если ее после этого разобрать на составляющие ее криволинейные полосы, то их можно далее разложить по стандартным листам с помощью программы, которая создана для максимально эффективной раскройки тканей – наибольшее число полезных «отрезов» на единицу площади листа. Полученные эскизы раскройки отправляются на завод, где с помощью лазера вырезаются все элементы. После этого остается только собрать модель на месте. Наибольший интерес Спойбрука вызывает самопроизвольное формообразование, в результате которого полоски бумаги складываются в некую структуру. Они как бы тяготеют друг к другу, образуя варьирующиеся, но изоморфные абрисы, в чисто пространственном смысле они как бы аналогичны друг другу. В силу этой аналогичности они обладают логикой взаимопритяжения и взаимоотталкивания. Вероятность того, что две одинаковые полоски бумаги, упав на некий рельеф, примут примерно одинаковую форму, достаточно высока, вместе с тем очевидно, что они не станут абсолютно идентичными. Спойбрук видит в этом некую органику самообразования, которая делает получившийся объект «естественным».

далее>>

вверх

 Вызов 

    

31.08.2005 XIV-MMV
Ларс Спойбрук
SON-O-HOUSE

   

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Бессонница, комар и тиканье часов

   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна