приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Построение мира иного в одном отдельно взятом озере
VII-MMIII - 19.06.2003

В «Облаке», которое строилось как павильон прессы, журналисту делать нечего – там невозможно ничего узнать, ничего не видно и не слышно. Получение информации и по замыслу сводилось к тому, чтобы удостовериться в сходстве или отличии анкетных данных посетителей (воплощенная мечта советских кадровиков – люди дружат по анкетному сходству), да к тому же это и не работало. Видно было не больше чем на полметра вперед, остальное уходило в туман. Получить можно было только стакан воды, что как-то излишне в такой сырости, да еще посреди озера. Вообще – зачем туда ходить?

Тем не менее, объект оказался в центре внимания прямо-таки исключительного. По журналам он прошел почти столь же победно, как пять лет назад музей в Бильбао. Это удивительно по двум причинам: во-первых, сам статус сооружения никак не сопоставим с интенсивностью интереса к нему – это временное выставочное сооружение; во-вторых, Диллер и Скофидио никак не относились к числу международных сверхзвезд, любая работа которых мгновенно отслеживается и публикуется. Это художники, а не архитекторы, все их предшествующие проекты связаны с художественными и театральными акциями. Да и «Облако», в сущности, большая инсталляция, а не архитектурный объект. Тем не менее, все в восторге.

Можно предположить, что причина восторга – в своего рода стагнации международных звезд. Это скорее проблема прагматическая, чем лично их творческая, и тем не менее она определяет ситуацию. С одной стороны, в архитектуре продолжает действовать риторика новизны, нового привычно ждут и требуют. С другой стороны, система «звезд» требует самотождественности лейбла. Все крупные имена современной западной архитектуры получили свой статус уже 10–15 лет назад – архитектор-звезда не может меняться, он лишен права на эволюцию и творческий поиск. Из-за этого любой новый проект Гери, Колхааса, Нувеля, Хадид и т.д. уже десять лет выглядит как их же предыдущий проект. Принцип новизны и принцип самотождественности входят в клинч – все ждут новых идей от новых имен, продолжая раскручивать старые имена и требуя от них верности их старым идеям. Этот контекст, однако, ни в коей мере не отменяет уникальности созданного Диллером и Скофидио объекта. Это архитектура иной физики.

Во-первых, снято противопоставление стены и пространства. Все пространство представляет собой стену, и вся эта стена проницаема в любой точке. В этом месте понятие границы оказывается фикцией, и любое передвижение по нему есть постоянное обнаружение фиктивности границ.

Во-вторых, принципы тектоники здесь отсутствуют как таковые. Замечено, что если на тучки и воздействует сила тяжести, то она делает это как-то не так, как в отношении других физических объектов – облака висят и не падают, хотя их ничего не держит. Полет здесь не связан с перемещением, с движением, со стремлением куда-либо. Они просто пребывают в воздухе, как в невесомости. Соответственно, в облаке не действуют традиционные отношения верха и низа, нижние части тумана не просто зрительно, а вообще никак не поддерживают верхние, мы имеем дело не с построением здания, а с его конденсацией, самозарождением в произвольной невесомости.

В-третьих, здесь отсутствует принцип тела, вернее, если он есть, то в сильной мере искажен. В соответствии с авторским замыслом, тела других людей ты воспринимаешь по цвету – они в зависимости от твоего появления либо краснеют, либо зеленеют. То есть это ситуация, в которой не важны пол, вес, рост, форма, фактура. Чужое тело для тебя здесь – полиэтиленовый куль в тумане (попробуй испытать в отношении него, скажем, сексуальные чувства), и ты сам предстаешь как такой же полиэтиленовый куль. Каждому, кто когда-либо блуждал в тумане, ведомо чувство некоторого развоплощения, которое там испытываешь – когда, опуская глаза, не видишь ног. Это ситуация дезобъективации телесности – субъективно ты чувствуешь себя в теле, но не находишь визуальных подтверждений его существованию. Человеческие тела здесь ведут себя подобно компьютерным сигналам – условным образом реагируют на симпатию и антипатию – и здесь самое главное эта «условность», поскольку нормальная телесность ассоциируется с безусловными реакциями. То, что из-за недостатка спонсорских средств эта часть проекта не была воплощена, и «умные плащи» не светились никаким цветом, не играет существенной роли – просто тела вели себя не как включенные, а как выключенные компьютеры.

Итак, минус стена, минус пространство, минус вес, минус верх-низ, минус тело. Что это? Сергей Ситар в статье «Мокрое место» (см. Проект International №3) ответил на этот вопрос: «Ничто». Ответ философский, и в качестве такового шокирующий – основное свойство философского «ничто» заключается в том, что его – нет, ибо относительно этого «нет» вся европейская метафизика сущего выстраивала системы того, что «есть», существует. Теперь выясняется, что философское ничто таки «есть» и находится в Швейцарии, в Ивердоне-ле-Бэн. Тогда непонятно, как быть со всем остальным сущим. Но нас в данном случае интересует скорее генетический, чем философский ответ. Все предшествующие художественные опыты Диллера и Скофидио так или иначе строились вокруг виртуальной реальности (инсталляция Jump Cuts в Калифорнии с интернет-персонажами, гуляющими в фойе реального кинотеатра, инсталляция Indigestion с просмотром online вечно длящегося обеда сверху, от потолка и т.д.). И я думаю, что перед нами продолжение той же темы – попытки ввести виртуальную реальность в реальность натуральную. Понятие «виртуальная реальность» обладает на сегодняшний день бесконечным количеством смыслов, виртуальным можно объявить что угодно, и я крайне далек от желания как-то сузить понятие, как-то отделить истинно виртуальное от псевдовиртуального и т.д. Я всего лишь хотел бы обратить внимание на вполне архитектурную проблему – тектонику виртуальности. Виртуальность сегодня обладает некоторыми выраженными тектоническими характеристиками, которые можно обозначить. Итак, прежде всего, и это, на мой взгляд, самое существенное, тектоника виртуального пространства лишена нижней тверди. В виртуальном пространстве экрана у вас есть два движения – в глубину перспективы и вниз, к следующему экрану. Представьте себе, что вы читаете этот текст в компьютере, и вместо того чтобы перелистывать страницы, двигаетесь мышкой вниз – тогда станет понятно, о чем я говорю. Нормальное движение в компьютере – вниз, и дна, окончательной тверди, там нет и быть не может. Строго говоря, здание, которое строится по компьютерной логике, должно выстраиваться не снизу вверх, а наоборот.

Это настолько принципиально отличает виртуальное пространство от обычного, что полностью меняет всякие пространственные метафоры. Направление вверх, к небу в компьютере означает не восхождение, но возврат назад, спуск к началу. Соответственно никакие метафоры возвышенного, стремления вверх – не действуют. Я бы сказал – вообще не действуют никакие отношения верха и низа, поскольку отсутствует сила тяжести. Любой объект в экране просто висит, пребывает в отсутствие веса – внизу под ним бесконечная бездна меняющихся экранов, но он туда не падает, вверх он тоже не стремится. Потому что никакого верха нет. Далее, виртуальное пространство полно границ, но все они фиктивны. Это, собственно, результат первичной интуиции экрана, который есть плоскость, граница, но в который можно войти. На этом эффекте построено любое блуждание по виртуальной реальности – вы кликаете мышкой по плоскости, она раскрывается, но не в пространство, а в следующую плоскость, на следующую границу, которую опять же можно преодолеть кликом. Пространство виртуальной реальности является в этом случае не трехмерным, а бесконечной последовательностью двухмерных плоскостей (два его измерения непрерывны, а третье – дискретно). Во всяком случае, пока так, хотя возможно в скором времени вместо экрана появится «комната», где мы будем писать и рисовать прямо в воздухе. Сейчас же мы имеем дело со сканированными слоями некоего проницаемого, но тем не менее и в достаточной степени сгущенного вещества, какими-то занавесками бестелесных плоскостей, в каждую из которых ты утыкаешься, но каждую можешь пройти дальше.

И, наконец, как всем прекрасно известно, виртуальное пространство представляет нам возможность пережить свою субъективность без тела. Я, несомненно, «есть» в компьютере, я действую, вижу, реагирую, пространство меняется в зависимости от моих действий. Но при этом тела нет, я есть, но бестелесный. Тектоника виртуального пространства, таким образом, не соотнесена с естественным тектоническим человека, это пространство, где чувство «я» соотнесено не с телесными ощущениями, а с сигналами. Налицо дезобъективация телесности.

Я не хочу сказать, что Диллер и Скофидио в этой вещи напрямую выстроили пространство Windows, по счастью, экранов, состоящих из тумана, пока не сделано, иначе работать было бы очень мокро. Я хочу сказать, что та тектоническая интуиция, которая стоит за их «Облаком», принадлежит эпохе виртуальной реальности и просто рождена виртуальной реальностью. Архитектура авангарда стремилась к полету с того момента, как родилась, но так она еще никогда не летала – когда полет есть не стремление куда-то вверх, а просто повисание в произвольной точке пространства с отменой вокруг закона тяготения. Архитектура авангарда всегда стремилась уничтожить стены, но так – с принципиальной отменой противопоставления стена-пространства – она еще никогда их не уничтожала. И, наконец, архитектура авангарда постоянно стремилась выстроить Рай, где бы люди стали счастливы, как ангелы, и парили в воздухе, но ей никогда не удавалось уничтожить главного к тому препятствия – ощущения тела.

Так что вызов этого объекта выглядит действительно беспрецедентным. В первый раз в натуральной реальности появился мир иной, в который можно войти ногами – не вперед ногами, а просто по мосту над водой.

вверх

 Вызов 

    

19.06.2003 VII-MMIII
Элизабет Диллер и Рикаро Скофидио
Медиа-Павильон на Экспо-2002 в Швейцарии

   
 

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Построение мира иного в одном отдельно взятом озере

   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна