приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

На реализацию газеты и журналы оптом.

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Тектоника политкорректности
II-MMI - 17.12.2001

Ренцо Пьяно 
Культурный центр имени Жана-Мари Тжибао
1991-1998
Нумеа, Новая Каледония
(колония Франции)


Общий вид комплекса

Центру Пьяно посвящены десятки публикаций -- как в профессиональных изданиях, так и в массовых. Конечно, здесь играют свою роль и косвенно связанные с архитектурой сюжеты -- и то, что это заказ правительства Франции, причем в ситуации, когда правительство прямо заинтересовано в благоприятном пи-ар эффекте для отвода упреков в колониальной политике, и то, что это великий Пьяно, центром Помпиду которого начинается хай-тек. Но эти аспекты лишь заостряют внимание к самой архитектуре. Казалось бы, какое отношение это имеет к России? 



Эскизный набросок идеи

Центр итальянского архитектора, хай-тек во французской колониив Новой Каледонии. Сегодня у русского архитектора работ в колониях нет и в ближайшее время не предвидется. У России, однако, есть весьма специфическая для цивилизованных стран тема -- колонизация собственной территории. По степени удаленности от центров цивилизации ряд российских территорий Каймановы острова догоняют и перегоняют. Архитектурная проблема центра Пьяно -- что должен делать архитектор, представлющий последние достижения европейской архитектурной культуры, столкнувшись с землей, к этой культуре никакого отношения не имеющей. В принципе это та самая задача, с которой сталкивается любой русский архитектор, как только ему предлагают выстроить что-либо за пределами городской черты. 




План комплекса

В ряде случаев -- и внутри нее. Напряжение, которое возникает между страницами западных архитектурных журналов, публикующих последние произведения мировых звезд, и реальностью русской территории имеет ровно ту же природу, что и напряжение между стилистикой Ренцо Пьяно и родными островами населяющих Новую каледонию Канаков. Решение, предлагаемое Пьяно, поражает вот чем. С одной стороны, это несомненно хай-тек. С другой, это, несомненно, центр первобытной культуры. Соединения хай-тека и первобытности создает завораживающий эффект новизны. Как это ему удается? Стоит вспомнить, что авангард стремится в первобытную среду с момента своего появления. Восхищение африканской скульптурой у Пикассо, путешествия Ле Корбюзье, виллы Райта с индейским акцентом в американских прериях, жилища "для оседающих кочевников" Калмыкова в форме дома Мельникова и так далее -- все это имеет одну и ту же природу. 



Поперечное сечение комплекса

Она заключается в указании на изначальную авангардность неиспорченного цивилизацией человека, а, следовательно, авангардности человеческой сути вообще. И на первый взгляд, Пьяно идет по этому же пути. Но на самом деле, это принципиально иная стратегия. Смысл обращения авангарда к культуре далеких народов состоит в доказательстве его, авангарда, универсальности. Смысл работы Ренцо Пьяно оказывается в обнаружении их, канаков, уникальности. Структура комплекса с его свободно сгруппированными киосками-башнями необъяснима без образа канакского поселения с его свободно группирующимися хижинами. Структура поверхностей -- стен, перегородок, крыш -- неясна без образа канакской плетенки. Это не стилистические "цитаты" канакской материальной культуры. Это проникновение в иную картину мира, устроенную не только на иной мифологии, иных символах, иной истории -- на иных физических основаниях. Геометрия кокона пьяновской башни не объяснима из европейских представлений о физике. Параллельные тут сходятся. Как образ любого европейского фасада является следом, отпечатком той силы, которая тянет тебя к земле, так образ придуманного Пьяно фасада является отпечатком дующего тебе в лицо ветра, и геометрия силовых линий здесь расположена подобно графику силовых линий воздуха, обдувающего парус. За тектоническим образом всегда стоит неосознаваемый опыт человеческого тела, и тот опыт, метафорой которого является конструкция Пьяно -- это постоянное присутствие в твоей физике не только силы, действующей по вертикали -- вверх-вниз, но и по горизонтали -- тебя всегда сдувает. Ты, соответственно, не столько опираешься на землю, сколько цепляешься за нее. 



Интерьер соединительного перехода и одной из "хижин"

Любая вертикаль, поэтому, проблематична не столько с точки зрения того, как она давит на землю, сколько с точки зрения того, как бы ее от земли не оторвало. Поэтому в месте соединения вертикали с фундаментом ее нужно скорее привязывать, чем подводить под нее достойный устой. Это привязывание вертикалей Пьяно осуществляет с редкой последовательностью -- привязаны не только выходящие на морской фасад коконы, но и колонны внутренних дворов -- этих "патио" по-канакски. Что же касается горизонталей, то любая из них на таком ветру превращается в крыло. Стена Пьяно из горизонтальных плоскостей жалюзи и вертикальных стоек производит впечатление принципиально иной тектонической логики -- она стоит благодаря ветру, который горизонтальные плоскости улавливают, выталкивая конструкцию вверх, а привязанные к земле вертикали не дают ей окончательно взлететь. Так что это тектонический Летатлин. Пьяно переворачивает поэтику хай-тека, парадоксально углубляя ее. Рассматривая любое хай-тековское здание, мы воспринимаем именно высокую технологию, качество обработки, чувствуем за этим изящество инженерной мысли и качество индустрии. За этим внешним блеском теряется смысл технического совершенства. Пьяно его вытаскивает. Этот смысл в том, что здание становится не домом, и даже не машиной для жилья, а летательным аппаратом на приколе. Но летать можно на разном, и образ летающего дома тоже может быть разным. Пьяно создал образ какого-то альтернативного европейскому летательного аппарата, на котором канаки уже давно ездят в свой канакский Космос, основываясь на ведомых им канакских технологиях. В этой вещи очень чувствуется почерк Пьяно -- с его феноменальным умением довести любую проектную задачу до инженерных первоэлементов, которые могут сложиться в его постройку только таким образом, как сложились. К канакской архитектуре он подошел с той же методикой -- нашел тектонический первоэлемент в этой, уникальной и неповторимой точке земли и собрал из этих первоэлементов новую картину мира. Классическая традиция не расположена к полетам, и сомнительные в своей легковесности силы вроде ветра ее не интересуют. Что классика способна ответить на этот вызов? Мы отвечаем на эти вопросы на протяжении следующих сорока страниц журнала.

Григорий Ревзин

вверх

 Вызов 

     

17.12.2001
Григорий Ревзин
Тектоника политкорректности 

     
 

17.12.2001
Ренцо Пьяно о центре Тжибао 

   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна