|
|
Ответ: На чужой земле
II-MMI - 17.12.2001
Ренцо Пьяно и канаки
Это все можно принять за чистую монету. То есть счесть, что канакский культурный центр имени Жана-Мари Тжибао есть действительно выражение лучших чаяний канакского народа. Что это во всем канакское здание, что Ренцо Пьяно на время проектирования культурного центра так вжился в канакскую мифологию с ее уникальным стоматологическим уклоном, что как бы и сам стал канаком. Духовно. Я не вижу в этом ничего невозможного. Легший в основу комплекса Пьяно миф о том, что первый канак, так называемый Чай-канак (Tea Kanak), произошел из больного зуба Луны, может не противоречить никаким убеждениям европейца в связи с полным отсутствием убеждений на счет того, откуда он произошел. Пьяно удалось создать убедительный образ десяти крупных зубов, тронутых кариесом, но еще сохранивших свою сильную, хищную форму.
Тогда это начало истории канакской архитектуры, а, пожалуй, и культуры, которая отныне всегда будет припадать к Пьяно как к своим духовным истокам. Как говорил Жан-Мари Тжибао, "самоидентификация канаков не в прошлом, а в будущем". Заранее тут трудно предсказать, во что это дело выльется.
Но может и не случится. Может, случится наоборот. В России жил великий просветитель пермяков Стефан Пермский. Он приехал к пермякам на рубеже XIV и XV веков, придумал для них азбуку и написал этой азбукой много прекрасных книг, предположительно содержащих глубокую мудрость. Благодаря ему пермяки влились в широкий византийский мир просвещенных народов. И вот какая приключилась беда. После того, как он умер, пермяки забыли эту азбуку, и теперь никто не может прочитать этих предположительно прекрасных книг. И даже более того, неясно, кого он просветил. Потому что пермяки оказались коми, а коми в свою очередь оказались двумя разными народами, коми-пермяками и коми-зырянами. Каждый из этих народов утверждает, что просвещали не его, а наоборот, соседа, так что книги написаны неизвестными буквами на неизвестном языке. А это тупик дешифровки, даже если бы она кому-нибудь понадобилась.
Судьба Пьяно в Новой Каледонии вполне может сложиться так же. Комплекс Пьяно, заметим, -- это первый этап на пути канаков к независимости. Так записано в соглашении между Францией и Новой Каледонией. По этому соглашению сначала строится центр, проводятся обширные образовательные программы, широкие массы канакской интеллигенции учатся в Сорбонне, а потом, через двадцать лет, проходит референдум, отделяться от Франции, или нет. Результат действия таких программ хорошо известен. Например, гимн бывшей французской колонии Буркино Фасо, исполнявшийся в советское время в программе "Вокруг света", звучал так: "Эгалите / Буркино Фасо/, Фратерните / Буркино Фасо / Э Либерте / Буркино Фасо". Туземцы получают французское образование и прочно усваивают его главные идеи -- равенство, братство и свободу. После чего начинают бескомпромиссную борьбу с учителями, вооруженные знаменем великой французской революции.
Что будет после этого с Пьяно, страшно подумать. Уже сейчас ясно -- не все канаки приняли его архитектуру. Взять хотя бы того "друга канака" (fellow kanak), который, по сообщениям информационных агентств, зарезал президента Жана-Мари Тжибао через год после того, как этот идеалист-неудачник передал Пьяно секрет изготовления традиционной канакской хижины. Мне кажется, что этот случай можно рассматривать как пример дикой, необузданной и неконструктивной архитектурной критики. Как критик, я не одобряю таких методов, хотя.... В любом случае, мне кажется, что критическое отношение к Пьяно здесь налицо.
Классический ответ на вызов Пьяно не выглядит полемикой. Скорее, это меланхолия, которая окрашивает предъявленный нам праздник канакской жизни. Суть классического взгляда на архитектуру такого рода -- это опознание ее как архитектуры колониализма. И, соответственно, размышление о самой этой теме, а также о том, как отвечает на нее классика и модернизм.
далее>>
вверх
|
|
|