приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Анатолий Белов
Термы Диоклетиана в Риме
XX-MMVI - 10.03.2007

Гигантские залы терм императора Диоклетиана Микеланджело превратил в церковь

«Представь себе всевозможные, неприятные для уха звуки, которые только может произвести человеческая глотка. Когда силачи гимнасия фехтуют и потрясают в воздухе руками, вооруженные свинцом, я слышу, как они охают, усталые или только притворяясь усталыми <...> Прибавь еще спорщика, мошенника, пойманного на месте преступления, певца, который воображает, что в бане его голос звучит особенно хорошо <...> А еще разнообразные возгласы разносчиков, продающих пирожки, мясо, сласти ...»
Сенека в письме LVI о жизни римских терм

По-моему, нет и не было в истории архитектуры общественных зданий с более замысловатой внутренней структурой, чем римские термы – при всей их симметричности. Планировки самых известных терм (Тита – 80-е гг. н.э., Траяна – 109 г. н.э., Каракаллы – 210-е гг. н.э., Диоклетиана – 305 г. н.э.) походят скорее на сложные растительные орнаменты, заключенные в прямоугольные рамки, нежели на архитектурные проекции: к примеру, планы терм Каракаллы и Диоклетиана ассоциируются у меня с каким-нибудь перезрелым плодом, в мякоти которого насекомые проели бесчисленное количество ходов, – настолько запутана тамошняя система переходов и галерей.

Древнеримская архитектура дала этому интерьеру объемы и формы. Ренессанс и барокко попытались заполнить плоскости новой декорацией

Тем не менее, если не вдаваться в беллетристику, а рассуждать более или менее последовательно и рационально, то организация пространства римских терм перестает казаться такой уж случайной, хаотичной (деконструктивистской, если угодно). Все термы на схематическом уровне имеют одно и то же функциональное устройство: массив всего здания как бы нанизан на две перекрещивающиеся под прямым углом оси; первая (продольная) задает основную траекторию движения – от кальдария (горячая баня) через тепидарий (теплая баня) к фригидарию (бассейн с холодной водой); вторая же (поперечная) обозначена двумя большими перистильными двориками (палестрами), расположенными в боковых крыльях терм, которые объединены тепидарием – в термах Каракаллы, фригидарием – в термах Диоклетиана. Что же мы получаем? Крест, вокруг которого концентрируется – на манер разводов, расходящихся от брошенного в воду камня, – куча мелких вспомогательных помещений.

Термы во времена Римской империи были не одним лишь местом для омовения и пропаривания собственных телес – это были, говоря современным языком, многофункциональные комплексы: они вмещали в себя и библиотеки, и кабинеты для чтения, и места, отведенные для упражнения и состязания атлетов, и многое другое.

Внешний вид терм Диоклетиана напоминает хаотичный город, но внимательный взгляд увидит в нагромождении систему

На мой взгляд, подобная планировочная схема – прямоугольник, рассеченный двумя, образующими крест, сквозными проходами, на четыре (неравные) части, заполненные третьестепенными помещениями (ни дать ни взять, две артерии, опутанные сеткой капилляров), – была наиболее оптимальна для функционального решения терм. Маленькие помещения идеально сглаживали функциональный контраст между центральной частью здания, заполненной пространствами, предназначенными для купаний, и боковыми крыльями, являвшимися местом прогулок, торговли, игр, обеспечивая плавный переход от одной среды к другой. Если рассуждать абстрактно, можно сказать, что термы – это миниатюрная модель фрагмента города: четыре жилых квартала, разделенных перекрестком, – будто кусок старого Рима прямо с грунтом вырезали и пересадили на другую почву. Иными словами, кусок города оформили внешне как один дом, хоть и невероятно сложный, а внутри он сохранил сложность городской ткани, пусть очень организованной и сведенной к последовательности залов-площадей.

Термы Диоклетиана

Странно, но отрывок из LVI письма Сенеки, приведенный здесь в качестве эпиграфа, казалось бы, указывает на обратное. Если верить ему, то это почти ад, где все смешалось, все вверх тормашками – тут же вспоминается эпизод с банями из фильма «8 1/2» Ф. Феллини. Во-первых, надо учитывать то обстоятельство, что Сенека – человек искусства, и как всякий человек искусства он наверняка был не чужд преувеличений; во-вторых, как известно, любое столкновение с чем-то мирским, бытовым вызывает у подобных (возвышенных) людей «праведное» возмущение. Так что с точки зрения объективного бытописания эту фразу нельзя считать абсолютно достоверной. Для нас она интересна в первую очередь тем, что лишний раз подтверждает факт функциональной разнородности римских терм.

Термы Тита

Выходит, что термы были сепаратными, замкнутыми механизмами, практически никак не взаимодействовавшими с городской средой – разве что визуально. Они могли быть построены в такой же удаленности от центра Рима, как и вилла Адриана, не утратив при этом своей самодостаточности.

Единственные термы, с которыми город с течением времени слился в буквальном смысле слова – это термы Диоклетиана. Они были построены в период между 298 и 305 гг. н.э. в северо-восточной части Рима и являются самыми обширными из римских терм – они вмещали 3200 человек.

Термы Каракаллы

В эпоху Ренессанса Микеланджело Буонаротти переделал тепидарий терм Диоклетиана в католическую церковь Maria degli Angeli – таким образом, языческая клоака обратилась в прибежище праведных христиан. Зал тепидария (60 метров в длину, 24 в ширину и 29 в высоту) сохранил античное перекрытие, которое состоит из трех квадратных в плане крестовых сводов, опирающихся на мощные столбы. К этим столбам приставлены имеющие чисто декоративное назначение коринфские колонны, выполненные из красного сиенита восточного происхождения и имеющие в высоту 11,6 метра.

Вроде бы все хорошо: гениальный Микеланджело построил еще один шедевр, никому – за исключением разве что историков архитектуры – ненужные руины приобрели статус религиозного центра, сделались актуальны – опять-таки в конфессиональном плане. Но во всем этом, на мой взгляд, есть одно противоречие: как языческая архитектура может сочетаться с католической? Оно, конечно, понятно, там колонны – тут колонны, там декор – тут декор, там своды – ну и в Ренессансе это приветствуется. С позиции эстетики нестыковок почти нет. А как быть с морально-этическими принципами? Возрожденческий антропоцентризм, он, само собой, не предполагал содержания высокой духовности в искусстве: достаточно вспомнить, как проводили свой досуг меценаты, вроде Лоренцо Великолепного – но это, как мне кажется, чересчур. Это все равно, что сделать из памятника Лисикрату фонтан: а что, снаружи почти ничего не поменяется, и водичка будет своим журчанием радовать отупевших от жары туристов. Нет, я ни в коем случае не критикую Микеланджело, скорее ренессансные нравы...

Хотя, диффузионные процессы в архитектуре, особенно современной, явление не такое уж редкое, зачем заострять на этом внимание: в том, что архитекторы часто берутся облагораживать облики построек предшествующих эпох нет ничего особенного. Ну да, получается немножко анахронично – но разве это главное? Мастерство, вкус и такт – вот что главное.

вверх

  Ответ / Дом-город

   
10.03.2007 - XX-MMVI
Анатолий Белов
Термы Диоклетиана в Риме
   
10.03.2007 - XX-MMVI
Владимир Седов
Палаццо Трибунале в Риме
   
10.03.2007 - XX-MMVI
Владимир Седов
Палаццо делла Галлериа в Риме
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна