|
|
Ответ:Есть ли классика на Марсе?
III-MMII - 18.02.2002
«Классическое наследие,– писал замечательный
русский философ и филолог А.В.Михайлов, –
как ни понимать его, есть нечто движущееся и изменяющееся со временем».
Каждая эпоха по-своему
отвечает на вопрос, что такое классика (попытке
понять, как отвечает на этот вопрос современность,
собственно и посвящен наш журнал), и то, как она
ответила, есть то, что от этой эпохи остается,
мера ее
значения и достоинства в глазах других эпох.
Именно
так и следует воспринимать здание Херцога и де
Мерона. Нужно понять, что они говорят о классике
в ряду других высказываний на ту же тему, чтобы
понять, как будет выглядеть впоследствии сегодняшний день.
Главное в этом здании – отношения камня и
решетки; ими и займемся. Странным образом при
всей классичности Херцога и де Мерона, ни одного
синонимичного им высказывания в классике нет.
Там сплошные антонимы. Классика – в инкрустационном стиле,
в ренессансном фахверке, в саду, в Эскориале,
где угодно – решетка и камень взаимодействуют принципиально иначе.
Решетка, каркас – основа любого проекта,
не только в том смысле, что, не нарисовав ее, невозможно строить.
Она образует силовые линии архитектурной формы,
масса камня (бетона, кирпича –
неважно) организована этим каркасом, и если вдуматься,
отношения массы и каркаса есть отношения
Разума и материи.
Материя строения – нечто инертное и безымянное,
камень в соборе Святого Петра не отличается от
камня в каменоломне. Силовая линия проекта есть
то, что дает материи смысл и уникальность. Классическая архитектура предполагает,
что при всей возможной конфликтности отношений решетки и массы,
решетка проявляет закономерности (божественные,
природные), в соответствии с которыми материя
устроена. Из этого очень много следует. Деятельность
архитектора оказывается поиском божественного
замысла устройства материального мира, архитектура может подражать природе в том смысле,
что
раскрывает логику ее строения, и в этом родстве
проектной решетки и высших законов устройства
мира есть главное, базовое доказательство того,
что
архитектура и человек – суть органичные явления..
Придуманное архитектором есть метафизика
Природы.
далее>>
вверх
|
|
|