приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ:Есть ли классика на Марсе?
III-MMII - 18.02.2002


Случай стены Херцога и де Мерона – это когда Разум и материя не пересекаются. Камень отдельно – решетка отдельно. Уже попав за решетку, камень сохраняет всю безымянную дикость неразумной материи, как зверь в клетке. Прием легко переосмысляется в нечто глубоко трагическое, достаточно увидеть в камне лицо (а в рисунках Херцога и де Мерона камни показаны в классическом портрет- ном повороте в три четверти), как их стена превратится в тюрьму для камней. Что проявляет глубокую противоположность материи и Разума. Архитектор больше не открывает законов мироздания, его творческая воля не совпадает с волей природы, напротив, она предельно чужда всему остальному миру. 

Херцог и де Мерон разрушают – или предъявляют нам разрушение – метафизического понимания природы архитектурного проекта. Критика метафизики, разрушение любых метафизических систем – мейнстрим философии ХХ века, и, с точки зрения истории чистых идей, мы не находим здесь особенно нового поворота. Ситуация архитектуры однако в том, что она предъявляет любые идеи чрезвычайно наглядно и делает их последствия частью бытия. 

Если Разум – антиприроден, то в таком случае существование человека как разумного существа в природе довольно проблематично. В таком случае вообще непонятно, где его место. Это простое следствие разрушения метафизической картины мира, но у Херцога и де Мерона это следствие становится основой композиционного решения. 

Фактура, форма, пропорции здания замечательно соотнесены с ландшафтом, и именно в этом можно видеть классичность их позиции. В идеале, однако, классическое здание не только соотносится с ландшафтом само по себе, но и соотносит с ним человека. Камни, составляющие стену, соотносятся с горами на заднем плане, метр сетки – с ритмом окружающих полей, горизонталь параллелепипеда с линией горизонта – все это действительно замечательно. Где человек? 

В стене Херцога и де Мерона есть цоколь, но нет венчающей части. Венчание здания есть линия соотнесения его масштаба и размера. Масштаб – определение отношений здания с человеком; стоит мысленно приставить к зданию карниз, и он тут же заставит домыслить рядом кого-то, чей рост уложился в высоте стены энное количество раз, определил размер проемов, величину ступеней, цоколя и так далее. Но карниз этой стене чужероден. Карниз не может покоиться на россыпи камней, и поэтому он не может вырасти из ее плоти. Декартова решетка не может родить из себя карниз, поскольку ей вообще не свойственна категория границы. Насколько чужероден карниз – настолько же чужероден и человек. 

Люди здесь – принципиально антиприродные  существа. Они мыслят металлическими сетками, а камни сетки не знают. Людям не нужна форма камня, случайность его очертаний для них – некая математическая погрешность, отклонение от правильной геометрии, которая в принципе заметна, но которой можно пренебречь для задач строительства. Нечего стесывать и обтесывать – камню не дано дорасти до математической фигуры. Им не нужен вес камней – в портале проходной арки камни висят в своих сетках подобно предметам, которые парят в невесомости внутри космической станции. Опять же, у камня есть вес, но им можно пренебречь как несущественным для строительства фактором – решетка, созданная с целью удержания отдельных камней от побега из декартовой сетки – в любую сторону – с успехом удерживает их и от падения вниз. Людям нужно только одно свойство камня. Он есть материя. Материя есть теплоизолятор. Поэтому им можно обложить стены с целью регулирования температурных перепадов.

<<вернутьсядалее>>

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна