|
|
Ответ:Есть ли классика на Марсе?
III-MMII - 18.02.2002
Случай стены Херцога и де Мерона – это когда
Разум и материя не пересекаются. Камень отдельно –
решетка отдельно. Уже попав за решетку, камень
сохраняет всю безымянную дикость неразумной
материи, как зверь в клетке. Прием легко переосмысляется в нечто глубоко трагическое,
достаточно
увидеть в камне лицо (а в рисунках Херцога и
де Мерона камни показаны в классическом портрет-
ном повороте в три четверти), как их стена превратится в тюрьму для камней.
Что проявляет глубокую
противоположность материи и Разума. Архитектор
больше не открывает законов мироздания, его творческая воля не совпадает с волей природы,
напротив,
она предельно чужда всему остальному миру.
Херцог и де Мерон разрушают – или предъявляют
нам разрушение – метафизического понимания
природы архитектурного проекта. Критика
метафизики, разрушение любых метафизических
систем – мейнстрим философии ХХ века, и, с точки
зрения истории чистых идей, мы не находим здесь
особенно нового поворота. Ситуация архитектуры
однако в том, что она предъявляет любые идеи
чрезвычайно наглядно и делает их последствия
частью бытия.
Если Разум – антиприроден, то в таком случае
существование человека как разумного существа
в природе довольно проблематично. В таком случае
вообще непонятно, где его место. Это простое
следствие разрушения метафизической картины
мира, но у Херцога и де Мерона это следствие
становится основой композиционного решения.
Фактура, форма, пропорции здания замечательно
соотнесены с ландшафтом, и именно в этом можно
видеть классичность их позиции. В идеале, однако,
классическое здание не только соотносится с ландшафтом само по себе,
но и соотносит с ним человека.
Камни, составляющие стену, соотносятся с горами
на заднем плане, метр сетки – с ритмом окружающих
полей, горизонталь параллелепипеда с линией горизонта – все это действительно замечательно.
Где
человек?
В стене Херцога и де Мерона есть цоколь, но нет
венчающей части. Венчание здания есть линия
соотнесения его масштаба и размера. Масштаб –
определение отношений здания с человеком; стоит
мысленно приставить к зданию карниз, и он тут же
заставит домыслить рядом кого-то, чей рост уложился
в высоте стены энное количество раз, определил
размер проемов, величину ступеней, цоколя и так
далее. Но карниз этой стене чужероден. Карниз
не может покоиться на россыпи камней, и поэтому
он не может вырасти из ее плоти. Декартова решетка
не может родить из себя карниз, поскольку ей вообще
не свойственна категория границы. Насколько чужероден карниз – настолько же чужероден и человек.
Люди здесь – принципиально антиприродные
существа. Они мыслят металлическими сетками,
а камни сетки не знают. Людям не нужна форма
камня, случайность его очертаний для них – некая
математическая погрешность, отклонение от
правильной геометрии, которая в принципе заметна,
но которой можно пренебречь для задач строительства.
Нечего стесывать и обтесывать – камню не дано
дорасти до математической фигуры. Им не нужен вес
камней – в портале проходной арки камни висят в
своих сетках подобно предметам, которые парят в
невесомости внутри космической станции. Опять же,
у камня есть вес, но им можно пренебречь как
несущественным для строительства фактором –
решетка, созданная с целью удержания отдельных
камней от побега из декартовой сетки – в любую
сторону – с успехом удерживает их и от падения вниз.
Людям нужно только одно свойство камня. Он есть
материя. Материя есть теплоизолятор. Поэтому им
можно обложить стены с целью регулирования
температурных перепадов.
<<вернутьсядалее>>
вверх
|
|
|