приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ:Есть ли классика на Марсе?
III-MMII - 18.02.2002


Собственный мир этих людей проявляется один раз – в прорывающем стену на втором этаже фасаде библиотеки. Стекло, тонкие металлические вертикали, тонкие металлические горизонтали. Это место, где сетка обретает масштаб человеческого тела, где она становится обитаемой. Вот оно – место человека. Они – люди – обитают в стеклометаллической сетке, и в силу этого используют ее как основной инструмент анализа и организации материи, но сама материя не имеет ни малейшего отношения к этим существам. 

Вы не находите, что это близко к описаниям поселений людей на Марсе. Дышать нельзя – задохнешься, воду пить нельзя – отравишься, дотрагиваться до вещества нельзя – обожжет, но при использовании защитной техники – жить можно? Техника защиты – она же и инструмент анализа на предмет извлечения из марсианского вещества неких полезных свойств. Например, марсианский песок – хороший изолятор от радиации. Остальными его свойствами приходится пренебречь – они с природой человека не пересекаются. 

Это удивительное здание. Оно обнаруживает красоту мироздания, но это не человеческая красота. Она – внеразумна, и проходящая сквозь нее решетка Разума ее не ухватывает (или ухватывает с чудовищными погрешностями). Разум – явление, чуждое природе. Посему и человек – явление чуждое, никакого естественного места ему на земле нет. И нет никаких надежд на то, что человек и природа как-то договорятся. Единственной надеждой могло бы быть то, что хаотическое скопище разнообразных камней как-то само собой сложится в декартову сетку, но нам зримо продемонстрирована абсурдность такой надежды. 

Однако же самое интересное, что цель архитекторов совсем не в этом. Есть архитекторы и здания, для которых обнаружение краха метафизической картины мира является главным содержанием художественного приема – скажем, как в музее Холокоста Либескинда. У Херцога и де Мерона это содержание вычитывается из тектонической структуры здания, но не более как фон, от которого они отталкиваются. При всей трагичности этого фона оказывается, что на нем можно нарисовать здание, которому свойственно достойное спокойствие. Оно уверенно, никого не подавляя, но и не теряя себя, располагается в пейзаже. Оно не демонстрирует опасности своего стояния, нигде не нависая, не накреняясь, не падая, не взрываясь необоснованными разломами и разрывами. Оно не боится быть самим собой и не проявляет в отношении окружающей среды агрессии существа, затравленного ощущением собственной неуместности в чужом пространстве. 

Открытие Херцога и де Мерона заключается не в том, что метафизическая связь между человеком и миром порвалась – это открытие совершено до них и давно. Их открытие – в обнаружении возможности сравнительной гармонии и после этого грустного события. Это гармония ясности пластического осознания отсутствия пересечений природы и Разума. 

«Все, что мыслится, должно мыслиться ясно – вот принцип добродетели»,– считал Декарт. В этом смысле архитектура Херцога и де Мерона глубоко классична – в силу ее спокойной ясности. Но если это классика современности, то главным свойством современности оказывается осознание несовместимости логики разума и хаоса природы. Приняв эту точку зрения, остается недоумевать, почему раньше классика давала надежду на органичность нашего существования, рассматривала архитектуру как проявление высших законов природы и вообще считала человека «мерой всех вещей». В сущности, это недоумение – главный аргумент в пользу того, чтобы современность не принимать.

Григорий Ревзин

 <<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна