|
|
решетка:Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни
III-MMII - 18.02.2002
На стенах баптистерия
Сан Джованни во
Флоренции границы
между полированными
пластинами мрамора
образуют иллюзорный
каркас
Решетка инкрустаций, прорисованная
на белых мраморных стенах, обходящая
здание целиком, превращает его в подобие
драгоценной шкатулки. Что значит – почти
бестелесная масса, почти отсутствующий вес,
почти камерный масштаб, почти игрушечное
переживание поверхности стены, несколько
несоответствующее размерам строений. Но
так памятники инкрустационного стиля переживаются только теперь.
В 1390-е годы канцлер Флоренции
Колюччо Салютати называл Флорентийский
баптистерий Сан Джованни «храмом
поистине римским», а в 60-е годы XV века
Филарете писал о нем как о древнем храме
Марса, ставя его в один ряд с Пантеоном.
В интерьере баптистерия
виден тот же декоративный принцип: границы
между полированными пластинами мрамора
образуют иллюзорный каркас
Между тем построен Сан Джованни был в
XI –XII веках и украшался на протяжении
чуть ли не всего XIII столетия. Факт, что
канцлер счел его столь древним, выглядит
так, как если бы мы отнесли Исаакиевский
собор к домонгольскому зодчеству.
Вид баптистерия
с птичьего полета
Но и Колюччо, и Филарете имели некоторые причины так думать.
Во-первых, в основании баптистерия XII века действительно
лежит сооружение V века. В эпоху Возрождения о том говорило предание,
в ХХ веке
предание было подтверждено археологическими данными.
Правда, тот древний восьмигранник, восходящий,
возможно, к еще более
древним термам, был меньшего размера, и
как он выглядел – неизвестно.
Во-вторых, Сан Джованни подобен по
форме Латеранскому баптистерию в Риме,
чья древность неоспорима.
Заметим, что многие центрические раннесредневековые сооружения считались в период
Проторенессанса и в эпоху Ренессанса античными храмами.
Церковь Санта Констанца
в Риме знали как древний храм Вакха, церковь
Санто Стефано Ротондо (V век), которую
в конце XV века реставрировал Франческо ди
Джорджо Мартини, считали храмом, посвященным то ли божественному Фавну,
то ли
императору Клавдию, Сан Лоренцо в Милане –
храмом Геркулеса (!), за античный храм
принимали и круглую церковь Сант Анджело
в Перудже VI века. Виной всему римский
Пантеон, из-за которого ренессансные почитатели античности долгое время пребывали в
заблуждении, считая, что древние строили
храмы по преимуществу круглыми. И было так
до тех пор, пока Палладио не опубликовал
первые реконструкции периптеров.
В этом перечне «античных храмов» Сан
Джованни выглядит чужим – он построен
значительно позже других и в нем нет
настоящих античных колонн, спрятанных
под покровом лапидарных круглых стен.
Его убранство подчеркнуто декоративно, как
и в других памятниках «инкрустационного
стиля». Но его декор включает ордер –
полуколонны и пилястры, близко напоминающие коринфские.
Они членят каждую грань
на три части, каждая из которых разделена
внутри полосками темного мрамора.
далее>>
вверх
|
|
|