приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

решетка:Декор плоскости 
Баптистерий Сан Джованни
III-MMII - 18.02.2002




На фоне флорентийского собора баптистерий Сан Джованни кажется фрагментом архитектурного фона фрески раннего Возрождения

Мраморная инкрустация хоть и выглядит невесомой сетью, наброшенной на гладкую, скрывающую тяжесть поверхность, однако схематично передает соотношения верха и низа, благодаря измельчающимся кверху членениям, и поддерживает тектонику, заданную ордером, словно обобщенно рисуя те ордерные членения, которых нет в реальности. Так, на каждой грани возникает триумфальная арка с высоким аттиком, в иконографическом отношении столь уместная на стене сооружения, предназначение которого символически связано с триумфом над смертью.



Совмещенные разрез и фасад баптистерия

Много говорилось о том, как архитектура тосканского Проторенессанса продолжает традиции раннего христианства. Как правило, это звучало оправданием архаичности тосканских памятников XI –XIII веков. Взять Сан Миньято аль Монте – выявленный в структуре фасада «базиликальный разрез», открытые стропильные перекрытия – как будто в промежутке между римскими базиликами константиновского времени и этой церковью ничего (или почти ничего) не произошло. Но кое-что все же произошло.


Во флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте использован тот же принцип структурирования фасада, что и в баптистерии Сан Джованни: плоскостная декоративная решетка облицовки

Раннехристианская архитектура боролась с материей, в основном в интерьере, призывая на помощь золотую смальту и гладко отшлифованный мрамор. Инкрустация в духе римских мастеров Космати, украшавших разноцветными мраморами алтарные преграды и канделябры, превращена мастерами тосканского Проторенессанса в решетку, организующую здание в целом.


Церковь Сан Миньято аль Монте. Подлинная структура здания читается только на плане и на разрезе храма. Здесь, при возведении стен, арок и плоских перекрытий использовалась своя пропорциональная решетка

Интерьер церкови Сан Миньято аль Монте

Стена остается дематериализованной, но при этом – тектоничной. Это своего рода идеальная тектоника, очищенная от тяжести камней память о «поистине римском храме», который опознают во флорентийском баптистерии первые гуманисты.

Юлия Попова

 << вернуться

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна