|
|
решетка:Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни
III-MMII - 18.02.2002
На фоне флорентийского
собора баптистерий
Сан Джованни кажется
фрагментом архитектурного фона фрески раннего
Возрождения
Мраморная инкрустация хоть и выглядит невесомой сетью,
наброшенной на гладкую, скрывающую тяжесть поверхность,
однако схематично передает соотношения
верха и низа, благодаря измельчающимся
кверху членениям, и поддерживает тектонику,
заданную ордером, словно обобщенно
рисуя те ордерные членения, которых нет
в реальности. Так, на каждой грани возникает триумфальная арка с высоким аттиком,
в иконографическом отношении столь уместная на стене сооружения,
предназначение
которого символически связано с триумфом
над смертью.
Совмещенные разрез
и фасад баптистерия
Много говорилось о том, как архитектура
тосканского Проторенессанса продолжает
традиции раннего христианства. Как
правило, это звучало оправданием архаичности тосканских памятников XI –XIII веков.
Взять Сан Миньято аль Монте – выявленный
в структуре фасада «базиликальный разрез»,
открытые стропильные перекрытия –
как будто в промежутке между римскими
базиликами константиновского времени
и этой церковью ничего (или почти ничего)
не произошло. Но кое-что все же произошло.
Во флорентийской церкви
Сан Миньято аль Монте
использован тот же принцип структурирования
фасада, что и в баптистерии Сан Джованни:
плоскостная декоративная решетка облицовки
Раннехристианская архитектура боролась с
материей, в основном в интерьере, призывая
на помощь золотую смальту и гладко
отшлифованный мрамор. Инкрустация в духе
римских мастеров Космати, украшавших
разноцветными мраморами алтарные
преграды и канделябры, превращена
мастерами тосканского Проторенессанса
в решетку, организующую здание в целом.
Церковь Сан Миньято аль
Монте. Подлинная
структура здания читается только на плане и на
разрезе храма. Здесь, при
возведении стен, арок и
плоских перекрытий использовалась своя пропорциональная решетка
Интерьер церкови Сан Миньято аль
Монте
Стена остается дематериализованной,
но при
этом – тектоничной. Это своего рода идеальная тектоника,
очищенная от тяжести
камней память о «поистине римском храме»,
который опознают во флорентийском
баптистерии первые гуманисты.
Юлия Попова
<< вернуться
вверх
|
|
|