приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл
III-MMII - 18.02.2002




Каркас этого дома еще абсолютно органичен и функционален, но в его декоративности заметна тяга к избыточности. Это своеобразный маньеризм

Над заполненным водой рвом возвышается не суровый замок с мощными башнями и зубчатыми стенами, а ажурный сложносоставной объем с «приветливым» рисунком неровных поверхностей. Трудно поверить, что этот «украшенный сарай» – это все же замок, Литтл Моретон Холл. Каркас этого здания имеет четкую решетку, которую строитель как будто хотел замаскировать включением диагоналей, ромбических и четырехлепестковых фигур и дополнить вогнутыми карнизами и мелкими переплетами больших прямоугольных окон.



Эволюция форм каркасных решеток в английской архитектуре

Литтл Моретон Холл, находящийся в графстве Чешир, начал строиться в 1440-е годы и вскоре стал одной из любимых усадеб аристократической семьи Моретон, живущей здесь и ныне. Дом получал все новые и новые пристройки и был закончен около 1580 года, то есть в период самой поздней готики эпохи династии Тюдоров. К этому времени относится оформление двора с его сближенными башнями- эркерами, завершенными острыми щипцами.


Последовательность строительства английского каркасного дома

К XVI веку относятся и широкие окна. По сложности и несимметричности объемов и отдельным декоративным деталям этот дом принадлежит еще готике, тогда как фигуры заполнения каркаса, горизонтальные карнизы и некоторое подобие ордерной соподчиненности говорят о начале Ренессанса. Усадебный дом Литтл Моретон сохранился почти без перестроек и был только «подчищен» в 1904 г. архитектором Вильямом Уэйром, придерживавшимся принципов «незаметной реставрации», провозглашенных Вильямом Моррисом. Средневековые жилые дома в технике фахверка с их причудливым деревянным скелетом и беленым заполнением из-за немецкого названия ожидаешь увидеть только в Германии. Но оказывается, что их много и во Франции (где такая техника называется коломбажем), и в Англии. В Англии строительная техника с деревянным каркасом, заполняемым или кирпичом, или щебнем на растворе, именуется полудеревянной (half-timbered) или деревянной рамой (timber-framed).



Варианты заполнения в английском каркасном строительстве. (Слева - направо) Дубовые брусья, битый камень и кирпич

«Полудеревянные» дома XIII-XVIII веков сохранились на улицах многих старых английских городов, но не они представляют самый большой интерес. Гораздо оригинальнее усадебные дома-замки XV-XVI веков, поражающие контрастом между сложной объемно-пространственной композицией и полудеревенской строительной техникой. Эти здания строились архитекторами-плотниками, которые иногда составляли целые династии. В XV веке (и, видимо, раньше) здания были еще достаточно простыми, решетка деревянного каркаса, проступавшая на стенах, имела простой прямоугольный или диагональный рисунок. В следующем столетии стилистическое сочетание пламенеющей готики и отдельных ренессансных форм придало особую прихотливость рисунку деревянной решетки, которая оказалась столь же подверженной смене стиля, как и каменные конструкции.
Эта решетка имела сложные сочленения и заполнялась различными строительными материалами, причем, в принципе, было не так уж важно, какими – могли быть четкие ряды кирпича, мог быть мелкий, хаотически сложенный строительный мусор. Линии каркаса прямо определяли не только объем и структуру здания, но и выразительность фасадов. Здесь все связано, органично, все вплетено в единую систему, которая соединяет утилитарные и художественные компоненты в одно. И даже усложнение решетки, вызванное не техническими, а эстетическими причинами, не привело к разрушению этой средневековой целостности конструкции и формы. 

Владимир Седов

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна