приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Тесейон
XXIX-MMIX - 16.12.2009

Вид на афинскую Агору и Тесейон с Акрополя

Этот великолепный храм, осколок античных Афин, стоит внизу, под Акрополем. Он виден оттуда сверху, выделяясь своим четким продолговатым объемом среди зелени и невысоких развалин Агоры, рыночной площади античного города. В пределах обширного пространства самой Агоры храм выделяется еще и тем, что стоит на возвышенности, на особой «ступеньке», поднимаясь над окружающей местностью, когда-то густо заставленной торговыми помещениями, храмами и алтарями, а теперь представляющей археологический парк, место скорее элегическое, чем деловое. Особенно показателен взгляд с запада, когда Тесейон накладывается на основание Акрополя, а над ним господствует величественный и похожий силуэт Парфенона.

Аксонометрия торцовой части Тесейона, по О. Шуази

Самое главное впечатление от Тесейона – это его наличие вообще, это открытие того, что кроме Парфенона в Афинах есть еще один античный храм дорического ордера, построенный в классический период архитектуры и истории Древней Греции. Если предположить, что таких храмов около десятка, что они стояли разбросанно на территории нижнего города, то получится необычайно странная картина: все эти храмы были похожи друг на друга и отличались деталями (количеством колонн, высотой постаментов, формой фризов, скульптурой фронтонов), вместе с тем все они напоминали Парфенон, гордо возвышавшийся на горе, и все они проигрывали ему в красоте и величии. Ситуация похожа на ту, что видим в Новгороде или Москве эпохи Средневековья: храмов много, но они все уступают городскому собору (в Афинах его роль играет Парфенон) в величине и в величии. В этой ситуации (для которой Афины классического периода были прообразом, архетипом) главная святыня города является еще и главным архитектурным объектом, тогда как святыни меньшие сознательно делаются подобными главной святыне, но как будто склоняют перед ней голову, даже не пытаются с ней конкурировать (причем не только в размерах, но даже и в меньшем, в затейливости убранства), уступают ей первенство, становясь, тем самым, памятниками вторыми, вторичными.

План Тесейона

Если вторичными – то зачем их и смотреть? Они могли бы рассматриваться как «гарнир», дополнение к единственному шедевру.

Тесейон. Общий вид на храм с площади Агоры

Но здесь вступают в действие другие законы, подразумевающие внимание ко всем проявлениям великой культуры. Парфенон – памятник исключительный, его восемь колонн на торцовых фасадах не встретишь почти нигде. Это такой же уникум, как Пантеон в римской архитектуре или София Константинопольская – в византийской. А Тесейон с его шестиколонными торцовыми фасадами (этот тип называется гексастилем) находится «внутри» группы из по крайней мере дюжины сохранившихся древнегреческих дорических храмов VI–V веков до нашей эры. Эти памятники стоят в самой Элладе, в Италии (в Пестуме и на Сицилии) и даже в Ливии. Все эти храмы примерно равны по размерам, но довольно сильно различаются по пропорциям.

Боковой фасад Тесейона

В случае с Тесейоном архитектор сознательно выбирал «второстепенный» (а точнее – самый распространенный, не исключительный) тип храма для того, чтобы построить храм на Агоре под Акрополем. Зодчий Тесейона был поставлен в ситуацию склонения головы перед Парфеноном на горе. И он спокойно начал проектировать и строить здание, которое никак не должно было «выступать» за этикетные рамки подражания и поклонения: Тесейон должен был быть меньше Парфенона, он по своей принадлежности к типу периптера должен был напоминать Парфенон, в нем не должно было быть «резких» форм, которые бы выделяли новый храм при сравнении (постоянном – один стоит под другим) с храмом Афины Паллады.

Западный торец храма. На заднем плане – Агора

Для многих зодчих такая задача была бы трудной: ведь индивидуальность в этих условиях проявить непросто. Но в данном случае индивидуальность и не рассматривалась как добродетель: создание нового храма шло по пути если не копирования, то точного следования очень проработанной и трудно изменяемой традиции. Тесейон не имеет точной даты: по сообщению Полибия, афинский флотоводец Кимон около 475 г. до н. э. перенес прах знаменитого героя с острова Скирос в Афины и поместил его в храме Тесея, Тесейоне. Но ученые обратили внимание на то, что храм не мог быть построен так рано, до Парфенона, и стали считать, что данный храм – это упомянутый тем же Полибием в его «Описании Эллады» Гефестийон, храм Гефеста, в котором стояли статуи Афины и Гефеста, отлитые Алкаменом в 421 г. до н. э. Со временем многие вернулись к первоначальной атрибуции: ведь Тесейон мог быть построен еще при Кимоне, а затем, уже в последней четверти V века до нашей эры – выстроен заново, в нынешнем виде.

Средняя часть торцового фасада. Виден скульптурный фриз целлы

В любом случае перед нами храм конца V века, созданный после Парфенона и с оглядкой на него. Это памятник, в котором Парфенон «вспоминается» везде, но кроме того, это здание, где традиция достигает своего пика, после которого должна или измениться, или погибнуть. Ведь если в Парфеноне все полно силы и творчества, то Тесейон сделан так, что все колонны, все детали, вся скульптура находятся внутри «кокона» рафинированной традиционности, внутри доведенного до автоматизма канона. Эта застылость форм, набитая рука зодчих, устоявшийся набор средств и деталей – все это делает памятник интереснейшим примером эволюции древнегреческого храма. По сравнению с Парфеноном или лучше при сравнении с храмом на мысе Сунион, современном Парфенону, но равном по размерам Тесейону, последний кажется безжизненным, как будто окаменевшим или ороговевшим. Этому впечатлению способствует и обилие скульптуры – она размещена не только наверху целлы, в метопах и во фронтонах, но и на внутренней стороне архитрава, сплошным фризом, что, вероятно, и вызвало появление более тяжелого, по сравнению с Парфеноном и Сунионом, архитрава на колоннах тех же пропорций.

Торцовый фасад и поперечный разрез

Перед нами конец стиля, нечто вроде Димитриевского собора во Владимире, плод долгой эволюции и все большей рафинированности, но уже не способный на дальнейшую эволюцию и большую рафинированность. В ясных и четких формах Тесейона просматривается не только автоматизм и ученость (усталости здесь нет), здесь, кажется, видны уже горизонты последовавшего за классическим периодом эллинизма с его подчеркиванием знаточества и аристократизма.

Вид от Тесейона на Акрополь

вверх

  Ответ / Гармония

   
16.12.2009 - XXIX-MMIX
Владимир Седов
Тесейон
   
16.12.2009 - XXIX-MMIX
Владимир Седов
Александровский дворец в Царском Селе
   
16.12.2009 - XXIX-MMIX
Оксана Рудченко
Московские высотки
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна