приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

решетка: Конструкция власти 
Эскориал
III-MMII - 18.02.2002




Вид Эскориала с птичьего полета.
Мощный прямоугольник комплекса своим жестким, искусственным величием контрастирует с окружающим пейзажем

Одна из самых прославленных и самых легендарных королевских резиденций Европы, замок Эскориал расположен к северо-западу от Мадрида, у подножия горной цепи Сьерра-Гвадаррама. Еще издали над щипцами шиферных кровель, венчающих бесконечные математически точные грани образуемого зданием прямоугольника, заметен слегка приземистый купол главной доминанты сооружения – собора Святого Лаврентия,, увенчанный фонарем и шпилем, и две его башни-звонницы. Входя с запада через суховато вычерченный тосканско-ионический портал (который, впрочем, посреди почти абсолютно гладкой плоскости внешних стен, расклеченных безупречным ритмом простых окон, кажется едва ли не излишеством), человек оказывается в царстве горизонтальных прямых – навязчивая и подчеркнутая геометричность линий крыш, карнизов, фронтонов, оконных проемов, господствующая во всех шестнадцати больших и малых внутренних дворах комплекса, лишь отчасти разбавлена криволинейностью проемов, ниш и куполов, а также применением декора – немногих гигантских статуй да неожиданных каменных шаров.



Франсиско Сурбаран. 
«Св.Лаврентий » 1642 г. 
Облик святого, одетого в великолепную архидиаконскую далматику и легко держащего решетку – орудие своего мученичества, исполнен чисто барочной патетики, которая более раннему «триумфу» мученика – Эскориалу – еще чужда

Возможно, самое сильное впечатление подстерегает посетителя за порогом собора, который он переступает не без ожидания увидеть обычный пышный, перегруженный декором интерьер: вместо этого ему предстает светлый, тектоничный, почти не украшенный простор, в котором снова царствуют гладкие гранитные плоскости.
Строительство монастыря-дворца Сан Лоренсо дель Эскориал было начато в 1563 г. Инициатор постройки, король Филипп II, прежде всего стремился выполнить волю отца, императора Карла V, завещавшего ему построить усыпальницу, достойную владыки планетарного масштаба.

Общий план комплекса. В строгой геометрии плана отчетливо заметно «решетчатое» начало – дань уважения страданиям св.Лаврентия на раскаленной решетке и одновременно репрезентация «идеальной» структуры государства Филиппа II, защитника веры и союзника Церкви

Строго соблюдаемое в дальнейшем предназначение Эскориала как Пантеона правителей Испании, однако, соединилось в комплексе с монастырем и Kоллегией ордена иеронимитов, а также с собственной резиденцией короля. Комплекс, размеры которого составляют 208 м в длину и 162 м в ширину, включал в себя также административные и научные постройки, создавая автономную среду, государство в государстве. Первоначально проектированием и строительством Эскориала руководил главный королевский архитектор Хуан Баутиста де Толедо. После его смерти в 1567 г. руководство перешло к Хуану де Эррере (1530 –1597),одному из виднейших теоретиков архитектуры того времени. Для самого Филиппа II создание Эскориала было предметом неослабевающего и пристального внимания: король просматривал все чертежи, входил во все организационные мелочи (даже будучи вне Испании, он требовал ежедневных отчетов). Основной объем работ был окончен в 1584 г.

 далее>>

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна