приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

решетка: Конструкция власти 
Эскориал
III-MMII - 18.02.2002




Перспектива южного фасада. 
В «матрице» внешних стен из светлого местного гранита с их математически точным ритмом бесконечных рядов простых окон решетчатая структура здания находит свое внешнее выражение

Буквально со времен создания Эскориал очень восхваляли за внешнюю монолитность. Но эта монолитность, эта действительно великая способность и в общем объеме здания, и в деталях реализовать множество аспектов камня как материала, связанных как раз с его массивностью, твердостью, вечностью и мощью, меркнет перед удивительным ощущением структуры комплекса, которое почти одинаковым образом возникает и у посетителя, передвигающегося по его пространству, и у зрителя, глядящего на его план, и у читателя, знакомящегося с распределением в нем житейских, административных, сакральных и церемониальных функций. Все трое понимают, что в ритме вытянутых залов и покоев, перемежаемых открытыми галереями, ясно чувствуется желание создать внутри одного гигантского здания во всех смыслах идеальный город.



Вид Эскориала (с гравюры конца XVI в.) Объемно-пространственное решение здания-микрокосма, вместившего помещения государственных и научных учреждений, монастырь с собором, резиденцию короля и усыпальницу, предстает на этой гравюре с особенной торжественностью и ясностью

И эта надчеловеческая структура, этот микрокосм навязан суровому, массивному и неподатливому камню. Вполне естественно, что в результате этого сопряжения в плане Эскориала возникает – угадываемая в бескрайней пятиэтажной матрице внешних стен – el grillo, решетка.
Для испанской культуры того времени вообще очень характерно повышенное внимание к архитектурной символике, поэтому неудивительно, что Эскориал для современников его постройки представлялся грандиозным архитектурным символом – точнее, даже не символом, а образом. Одна из сторон этой образности непосредственно связана с посвящением эскориальской обители.
10 августа 1557 г. объединенные силы Испании и Англии нанесли французской армии поражение при Сен-Кантене. В ходе операции был разрушен монастырь, посвященный св.Лаврентию, что не могло не тревожить совесть короля Филиппа:во-первых, этот день был как раз праздником св.Лаврентия, а во-вторых, сам святой, принявший мученическую смерть в 261 г., по преданию, был испанцем родом и очень почитался в Испании. Потому-то «восьмое чудо света» изначально должно было прославлять именно его.

Разрезы

Прославление приняло совершенно уникальную форму: грандиозная решетка комплекса изображает ту самую раскаленную решетку, на которой святой был изжарен заживо – вплоть до деталей: четыре угловые баши – ножки, выступающий Дворец инфантов – рукоять и т.д.
Существовали и иные способы образного прочтения Эскориала. Для одних комплекс был новозаветной репликой Соломонова храма. В самом деле, нельзя не отметить в Эскориале очевидных тенденций в этом направлении: храм Соломона действительно имел в чем-то сходную структуру, не случайно главный двор Эскориала, Двор царей, украшают статуи царей Израиля со строительными атрибутами. Для других главным было внутреннее значение обители как духовного центра, обладающего одной из лучших в христианском мире библиотек и непревзойденной коллекцией реликвий, венчаемой чудесно кровоточащей освященной облаткой (свидетельством подлинности присутствия Христа в Евхаристии). Таким образом, камни Эскориала, с одной стороны, создавали зримый дом Премудрости Божьей, с другой стороны – аспекты камня как надгробия, символа вечности соединялись с символикой погребения Христа.
Тем не менее очевидно, что для самих зодчих особую важность имело решетчатое, матричное начало, строгая форма линейного космоса, предписанная материи камня. Решая пластически в столь значительном масштабе извечную платоническо-христианскую задачу установления правильных отношений между плотью и духом, они находят, не теряя из виду образно-аллегорической программы комплекса, глубоко своеобразное решение. Спиритуализм готики уже изжит – материя тяжеловесна и инертна. Ее не преображает наглядный, риторически преподанный аффект – барокко еще не заявило о себе. Напрасно искать в Эскориале и пантеистическую человечность ренессансного неоплатонизма. Дух здесь более чем явно, даже сурово господствует над гигантским массивом чуждой ему каменной «плоти», причем здание непрестанно напоминает и о такой крайней форме пренебрежения телом, как мученичество.Но камень не унижен этим одолением; римский ордер сообщает его обтесанным плоскостям стоическое, уверенное величие. Несколькими десятилетиями позже Сурбаран напишет совершенно иного св.Лаврентия, чем св.Лаврентий Эскориала, наделив мученика скорбно-эскстатическим выраженим лица, очами горе и патетической позой. Но на главном портале эскориальской обители величие духа Лаврентия изображено статуей, лишенной всякого намека на аффект; мученик спокоен, отрешен, тяжеловесен, однако он претерпел муку, и он торжествует. И так же торжествует эскориальский гранит, побежденный строгой решеткой плана, в котором пересекаются Церковь и государство, религия и наука, власть и иночество, жизнь и смерть. 

Сергей Ходнев

 << вернуться

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна