приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо
III-MMII - 18.02.2002




План парка и дворца Хет Лоо. 
Чертеж начала XVIII в.

Сады Хет Лоо – континентальный образчик «стиля Уильяма и Мэри», распространившегося в Англии в период правления голландского принца Вильгельма Оранского. В садово-парковом искусстве этот эклектичный стиль, предшествовавший возникновению английского пейзажного парка, был своего рода дайджестом композиций, сменивших друг друга за полтора столетия, отделяющие итальянский Ренессанс от французского барокко. Ни один стиль не представлен здесь «в чистоте» – заявлены лишь самые яркие их черты: по Хет Лоо, как по книге, можно изучать прогресс европейской садово-парковой архитектуры и эстетики.



Вид дворца и парка Хет Лоо.
Гравюра 1695 г.

Хет Лоо – регулярный барочный парк в Нидерландах, разбитый в период между 1686 и 1695 годами для Вильгельма Оранского. Его создатели – голландец Якоб Роман и француз Даниель Маро. Как и в Версале, здесь все начиналось с охотничьего домика со скромными угодьями. Пока его строили, заказчик успел стать английским королем; этим обстоятельством не в малой степени объясняется великолепие садов и дворца, прославленных вскоре после завершения работ в специальном трактате, написанном личным врачом монарха, Уолтером Харрисом.Через 115 лет после этого, в 1807, когда Луи Наполеон был королем Голландии, практически весь сад засыпали песком, и на его месте разбили пейзажный парк. Еще через 175 лет, в свою очередь, уничтожили его; в 1984 году была завершена реставрационная программа, благодаря которой Хет Лоо сегодня выглядит так же, как в год своего создания.

Перспектива из парка на дворец.
Гравюра XVII в.

Конечная цель работы ландшафтного архитектора – создание ансамбля, включающего архитектуру, рельеф, посадки, воду и эмблематическую скульптуру; пластическая трансформация поверхности земли, отражающая представления эпохи об идеальном устройстве мира. Именно поэтому громкая фраза о том, что сад есть изображение Вселенной в миниатюре, оказывается вполне правдивой. В эпоху Возрождения, положившую начало «современному» садово- парковому искусству, представления об устройстве мира основывались на философии неоплатонизма. Она привнесла в ландшафтное проектирование геометризм, неизбежный, если пытаться изобразить мир, построенный на пифагоровых числах и платоновых идеальных треугольниках. Следствие возрожденческих же пропорциональных теорий – симметрия, основанная на акцентировании центральной оси. Предметный мир выстраивается человеком по перспективной сетке; ему, однако, противопоставляется идеальный мир, человеку недоступный,– это естественная природа,, проникнутая присутствием божественного духа. Поэтому в схему ренессансного сада, наряду с геометрией плана, заложено обязательное присутствие элементов «дикой» природы, будь то нестриженые рощи или панорама далеких холмов. Обе составляющие неразрывно связаны: уберите одно, и второе потеряет свое аллегорическое значение. Вся дальнейшая история ландшафтной архитектуры характеризовалась изменениями баланса составляющих: в эстетике французского барокко под влиянием работ Декарта неоплатоническое «смекание» относительно геометрического устройства мира сменилось точным математическим знанием. Оно позволило строить мир научно, по координатной сетке и законам оптики.

 далее>>

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна