|
|
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо
III-MMII - 18.02.2002
План парка и дворца Хет
Лоо.
Чертеж начала
XVIII в.
Сады Хет Лоо – континентальный образчик
«стиля Уильяма и Мэри», распространившегося в Англии в период правления голландского принца Вильгельма Оранского.
В садово-парковом искусстве этот эклектичный стиль,
предшествовавший возникновению английского пейзажного парка,
был
своего рода дайджестом композиций,
сменивших друг друга за полтора столетия,
отделяющие итальянский Ренессанс от французского барокко.
Ни один стиль не представлен здесь «в чистоте» – заявлены лишь самые
яркие их черты: по Хет Лоо, как по книге,
можно изучать прогресс европейской садово-парковой архитектуры и эстетики.
Вид дворца и парка Хет
Лоо.
Гравюра 1695 г.
Хет Лоо – регулярный барочный парк в
Нидерландах, разбитый в период между 1686
и 1695 годами для Вильгельма Оранского.
Его создатели – голландец Якоб Роман
и француз Даниель Маро. Как и в Версале,
здесь все начиналось с охотничьего домика
со скромными угодьями. Пока его строили,
заказчик успел стать английским королем;
этим обстоятельством не в малой степени
объясняется великолепие садов и дворца,
прославленных вскоре после завершения работ
в специальном трактате, написанном личным
врачом монарха, Уолтером Харрисом.Через
115 лет после этого, в 1807, когда Луи
Наполеон был королем Голландии, практически весь сад засыпали песком,
и на его месте
разбили пейзажный парк. Еще через 175 лет,
в свою очередь, уничтожили его; в 1984 году
была завершена реставрационная программа,
благодаря которой Хет Лоо сегодня выглядит
так же, как в год своего создания.
Перспектива из парка на дворец.
Гравюра XVII в.
Конечная цель работы ландшафтного
архитектора – создание ансамбля, включающего архитектуру,
рельеф, посадки, воду
и эмблематическую скульптуру; пластическая трансформация поверхности земли,
отражающая представления эпохи об идеальном устройстве мира.
Именно поэтому
громкая фраза о том, что сад есть изображение Вселенной в миниатюре,
оказывается
вполне правдивой. В эпоху Возрождения,
положившую начало «современному» садово-
парковому искусству, представления об
устройстве мира основывались на философии
неоплатонизма. Она привнесла в ландшафтное проектирование геометризм,
неизбежный, если пытаться изобразить мир,
построенный на пифагоровых числах
и платоновых идеальных треугольниках.
Следствие возрожденческих же пропорциональных теорий – симметрия,
основанная
на акцентировании центральной оси.
Предметный мир выстраивается человеком
по перспективной сетке; ему, однако, противопоставляется идеальный мир,
человеку
недоступный,– это естественная природа,,
проникнутая присутствием божественного
духа. Поэтому в схему ренессансного сада,
наряду с геометрией плана, заложено
обязательное присутствие элементов «дикой»
природы, будь то нестриженые рощи или
панорама далеких холмов. Обе составляющие
неразрывно связаны: уберите одно, и второе
потеряет свое аллегорическое значение.
Вся дальнейшая история ландшафтной архитектуры характеризовалась изменениями
баланса составляющих: в эстетике французского барокко под влиянием работ Декарта
неоплатоническое «смекание» относительно
геометрического устройства мира сменилось
точным математическим знанием. Оно позволило строить мир научно,
по координатной
сетке и законам оптики.
далее>>
вверх
|
|
|