приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо
III-MMII - 18.02.2002




Фонтан Мавров на вилле Ланте в центре итальянского регулярного парка.
XVI-XVII вв.

Целью этого построения было, вопреки распространенному заблуждению, вовсе не подчинение природы человеку. Для французов природа тоже была священна, только теперь она была проникнута не духом божества, но красотой: религией создателей Версаля была эстетика. Их усилия были направлены на то, чтобы «помочь» природе проявить себя в безграничном разнообразии образов, в гармонии контрастов между перспективами аллей и сенью боскетов, четкими линиями цветочных партеров и загадочностью лабиринтов, зеркалами каналов и веерами фонтанных струй. Ради этой идеи французы отказались от симметрии: хотя регулярные парки и делятся центральной осью, «начинка» частей никогда не повторяется.



Ровная сетка Нижнего парка Хет Лоо стремится в бесконечность.
Гравюра XVII в.

Сухость и геометризм французских садов – кажущиеся; на самом деле они лишь помогают ориентироваться в царстве belle nature, прекрасной природы, которое раскрывается, стоит только сделать шаг вниз по лестнице, ведущей с террасы на террасу.
Именно эта традиция, это понимание природы было отправной точкой для создателей Хет Лоо. Но они работали в Нидерландах: демократическая страна «просвещенного капитализма», приютившая многих европейских философов (начиная с самого Декарта), заменила покровительственное отношение к природе, которым отличались аристократические французы, на буржуазно-практическое. Регулярная планировка в Голландии приобрела сельскохозяйственный характер: абстрактно-философские сетки Ренессанса и французского барокко здесь стали границами участков, линейками посадок, защищавших плоские и засеянные чем-нибудь полезным поля от ветра, и водными артериями транспортных и ирригационных каналов.



Геометрически правильно подстриженные боскеты соседствуют с прихотливыми скульптурными фонтанами.
Гравюра XVII в.

Вот тут природа действительно оказалась в подчинении: страна-то маленькая, для красот особого места нет, и то, что есть, надо использовать с толком. В результате голландские сады отличались сухостью и некоторым занудством, однако их практичность и математическая логика были настолько убедительны, что они смогли распространиться довольно широко – от Англии,, куда их привез как раз Вильгельм Оранский, до России, где их внедрил Петр Великий. Голландские сады «бросили тень» на всю регулярную традицию – в них баланс элементов был в пользу геометрии... Хет Лоо, однако, счастливый пример ансамбля, где перекосов не случилось – в конце концов, это был королевский дворец, лучший парк Нидерландов, и здесь место никто не экономил. Композиция этого сада действительно впитала в себя элементы всех стилистик.

Барочные мотивы Каскада в Нижнем парке только подчеркивают строгость и ясность планировки.
Гравюра XVII в.

Здесь есть все: и практичный огород, и «итальянские» террасы, и парадный партер, поделенный на 8 квадратов, и стриженая зелень, и центральная ось. Сад не симметричен: по разным сторонам оси расположены ренессансные рощи и лабиринты, трельяжи, птичники и охотничьи питомники. Все пронизано многочисленными аллеями; с точек их пересечения открываются разнообразные перспективные картины. Отдельная тема – водоемы и скульптура: зеркала французских «бассейнов» соседствуют со сложными итальянскими скульптурными группами. Главные из них – «Фонтан Венеры» на центральном партере и 13-метровый «Фонтан Короля». Уровни обзора и углы зрения постоянно меняются. Впечатление от гармонического единства разностилевых элементов, формирующих композицию Хет Лоо, оказывается шире, чем просто подтверждение французской идеи о красоте облагороженной природы. Геометрическая сетка плана перестает быть инструментом управления: она становится структурным каркасом, на который нанизываются композиционные элементы, задает их масштаб. В результате Хет Лоо похож на джентльмена-космополита, свободно говорящего на множестве языков. Он везде чувствует себя как дома, легко оперирует элементами разных культур, потому что в основе всего лежит прекрасное воспитание и чувство такта. Эклектичность Хет Лоо делает его истинно голландским садом: он создавался в самой свободной стране Европы, которая радушно и с выгодой для себя привечала иностранцев, относилась к людям вообще с терпимостью и открывала дорогу массе возможностей. Стать, например, английским королем. Или повлиять на развитие Российской империи. В общем, гибко применить логичную и простую схему к местному колориту и воспользоваться, не брезгуя, всем, что предлагает жизнь. 

Евгения Микулина

 << вернуться

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна