приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Палаццо Трибунале в Риме
XX-MMVI - 10.03.2007

Величие и помпезность – девизы автора палаццо Трибунале в Риме

На берегу быстрого и не очень широкого Тибра, прихотливо изгибающегося в плавно сопровождающих его изгибы набережных, созданных в 1870–1880-е годы, стоит построенное тогда же огромное здание, занимающее целый квартал, даже несколько кварталов. Оно стоит величественно и даже как будто героически – не обращая внимания на окружающие дома, Тибр, далекие горы, близкие купола. Это здание построено не для Рима, а для какого-то идеального города правильных площадей, прямых улиц, ясных взаимоотношений между зданиями. Это здание для нового, столичного Рима, которого ни его архитектор, ни даже мы, спустя более сотни лет после постройки, не дождались. Здание это так грандиозно и напыщенно по архитектуре, что напрочь убивает соседнее муссолиниевское административное здание отнюдь не камерной архитектуры (это Национальная Ассоциация инвалидов войны знаменитого архитектора Марчелло Пьячентини, 1929).

Общий вид палаццо Трибунале

Это здание предназначено не для проживания монарха, нет, это вместилище Закона, это Дворец Трибунала. То есть Верховный Суд, Дворец Юстиции, Судебные палаты – на итальянский лад. Сразу возникает вопрос: а где королевский дворец или дворец президента? Если тут воздвигнут такой монстр для судебных учреждений, то где же должен помещаться властелин столь мощной (и справедливой) державы? Оказывается, король Италии жил в достаточно скромном бывшем папском дворце на Квиринале в центре города, а у палаццо Трибунале просто не было конкурентов, за исключением возникшего несколько позже и столь же помпезного Монумента Виктора-Эммануила (Алтарь Отечества) на Капитолийском холме, построенного в 1884–1927 годах по проекту Джузеппе Саккони. Но если в Монументе мы видим желание создать величественный алтарь, здание-храм огромных размеров и из драгоценных материалов, то в палаццо Трибунале мы встречаемся с желанием создать подобие или даже замену королевскому дворцу, с попыткой создать дом-город, включающий в себя коридоры-улицы, площади-дворы, корпуса-кварталы и, наконец, залы величиной с дом. Это новая попытка обретения величественности – на новом витке культуры.

Здание периода Муссолини и палаццо Трибунале

Рим стал столицей Итальянского королевства в 1870 г., когда Папское государство, поддерживаемое Францией, пало, а пьемонтцы вместе со своим королем из пьемонтской династии перебрались в Вечный город из промежуточной столицы, из Флоренции. Король поселился в центре, на Квиринале, а окраины охватила строительная лихорадка: возводились целые кварталы доходных домов. Эти новые районы неизбежно напоминали Париж, который в это время был законодателем архитектурной и градостроительной моды. Но среди этого очередного подобия Парижа (в который Рим, конечно, не мог окончательно превратиться – из-за своих памятников) встал удивительный монумент, который в Париже не имел образца. Это и был палаццо Трибунале, сооруженный в 1887–1911 годах по проекту римского архитектора Гульельмо Кальдерини (1837–1916). Этот гигантский дворец с фасадами сразу в нескольких прихотливо перемешанных стилях не сразу обозрим: даже если смотреть с направленного на его главный фасад моста, охватить главную композиционную идею трудно. Ясно, что это один дом, одно здание, но очень большое (внутри даже есть многоярусный двор, напоминающий Колизей), а потому разделенное на корпуса и ризалиты с соединяющими их галереями. Все это не только напоминает, но и впрямую наследует принципам формообразования дворцов эпохи абсолютных монархий: все части сочленяются по классицистическим законам, этажи членятся ордерами в соответствии с правилами суперпозиции. Но это здание грандиознее по впечатлению, чем правильные и ясные блоки Версаля, Лувра или Аранхуэса. Это уже своеобразный монстр, гибрид, в котором и мощный руст, и барочно-ренессансные формы, и сложно построенные взаимоотношения между корпусами нацелены на создание не цельного образа (жилище монарха или Правосудия с крыльями, центр и флигели), а некоего смутного образа разрастающегося здания, которое становится равным остальному городу, которое является само по себе городом, в котором городские по масштабу составляющие складываются в единый, хотя и сильно расчлененный блок дома-города, завершенный бронзовой квадригой скульптора Антонио Хименеса.

Две версии декорировки фасада: версия Кальдерини и версия Пьячентини

В палаццо Трибунале воплощен один из главных образов XIX века, образ здания-гиганта. Это здание огромно, но никто в пору его создания не знал – можно ли построить еще больше. Мы, с нашей дистанции в 100 лет, знаем: больше нельзя, больше начинается что-то другое, уже не дом-город, а сам город. Здание перерастает в градостроительную ткань, разрушая идею здания. Но Кальдерини дал странный, пограничный, но все же очень понятный и законченный образ дома-города. Размеренного, расчисленного, не башнеобразного. Величественного здания для Порядка, построенного по законам этого порядка. Здания, стоящего на границе возможной мегаломании.

Боковой фасад палаццо Трибунале

Уже было сказано о том, что этот тип здания не имел прототипа в Париже. Конечно, сам тип Дворца Юстиции восходит к проектам французских архитекторов эпохи Великой французской революции, конечно, эта идея носит характер государственный и буржуазный одновременно. Но во Франции она не была осуществлена в полной мере ни в период рождения самого типа, ни в период конституционных монархий первой половины XIX века (Дворец Юстиции в Лионе, построенный Л. П. Бальтаром в 1835 г., по облику напоминает античный храм, а Дворец Юстиции в Париже, возведенный Л. Ж. Дюком в 1857–1868 гг., вызывает в памяти итальянское палаццо).

Угловой ризалит палаццо Трибунале

А вот в соседней Бельгии, появившейся на карте только в 1830 году, ситуация была сходной с той, что потом возникла в Италии: молодое государство, конституционная монархия, требовало представительных зданий, способных подняться до роли национального символа, тогда как король мог жить во дворце, не слишком выделявшемся среди дворцов знати. И в Брюсселе в 1866 году по проекту уже довольно известного в ту пору бельгийского архитектора Жозефа Полерта (Joseph Poelaert, 1817–1879) начали строить грандиозный Дворец Юстиции. Его строительство продолжалось до 1883 г., то есть Кальдерини начал свою грандиозную постройку после того, как был закончен Дворец в Брюсселе. Это здание, которое король Леопольд II в своей речи на открытии провозгласил «в некотором роде эмблемой столицы Бельгии», было сооружено на кромке холма, возвышающегося над Брюсселем. Для его постройки снесли несколько кварталов, его площадь огромна, высота его едва не достигает ста метров. И здесь мы тоже видим необыкновенное смешение стилей (вплоть до некоего «ассирийского»), постоянное сопоставление разных объемов, сочленение ордеров, наличников, карнизов. Но в Брюсселе мегаломания самого архитектора, поддерживаемая королем, парламентом, буржуазией в целом, достигла своего крайнего предела: в центре здания возникла башня с куполом, выполняющая роли соборной главы, башни ратуши и Вавилонской башни одновременно. Получился пугающий образ бесконечно величественного, запутанно построенного (хотя и в узнаваемом образе дворца-каре), мрачно артикулированного и завершенного здания-монстра, настоящего дома-города.

Дворец Юстиции в Брюсселе

Этот образ не был буквально повторен нигде, хотя масса построек Европы и Америки опиралась на отдельные его фрагменты (назовем только довольно близкий по облику, хотя и более строгий корпус Рейхсгерихта (Верховного суда) в Лейпциге, завершенного куполом – Л. Хоффман и П. Дибвад, 1887–1895). Более того, даже Италия, явно опиравшаяся на тип Дворца Юстиции в Брюсселе, при постройке своего палаццо Трибунале в Риме не стала воспроизводить одну из главных форм – барабан с куполом. Но в остальном итальянский архитектор развил и немного модифицировал ту же схему величественного здания в классицистических формах, построенного по законам разума и симметрии, но достигающего предела разумных размеров.

Фрагмент фасада Дворца Юстиции в Брюсселе

Вестибюль Дворца Юстиции
Один из залов анфилады Дворца Юстиции

вверх

  Ответ / Дом-город

   
10.03.2007 - XX-MMVI
Анатолий Белов
Термы Диоклетиана в Риме
   
10.03.2007 - XX-MMVI
Владимир Седов
Палаццо Трибунале в Риме
   
10.03.2007 - XX-MMVI
Владимир Седов
Палаццо делла Галлериа в Риме
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна