|
|
Владимир Седов
Палаццо делла Галлериа в Риме
XX-MMVI - 10.03.2007

Одна из двух линий
римского пассажа,
сначала называвшегося
Палаццо делла Галлериа,
а сейчас – Галерея
Альберто Сорди
Фасад этого комплекса выходит прямо на
площадь Колонна в самом центре Рима.
Он протянулся вдоль старого Корсо, этой
главной улицы папского Рима, он строг,
симметричен и в меру классичен. Это
пример относительно удачного включения
здания эпохи эклектики в ткань ренессансно-барочного города: фасад этот хотя
и грубее, чем стоящие рядом палаццо
Киджи и Монтечиторио, но все же не
исключительно помпезен и достаточно
сдержан. Но, войдя внутрь, в середине
колоннады первого этажа посетитель
попадает в другой город, резко противопоставленный тому, который он видел
до этого: вместо прихотливости изгибающихся улиц он видит прямые линии
широких крытых проходов, вместо разнобоя разновременных фасадов он наблюдает
четко организованные и единые на всем
протяжении фасады. V-образная композиция двух «улиц» устроена совершенно
по-городскому: это не интерьер здания,
а группа улиц, открывающихся в сторону
других городских улиц и площадей триумфальными арками. Эффект интерьерности
происходящего усилен за счет того, что
обычные для таких торговых галерей стеклянные своды здесь заменены плоскими
стеклянными «потолками», которые,
несмотря на узоры в стиле модерн, удачно
имитируют небо – даже достовернее, чем
прозрачные своды.

Угол двух лучей римской
торговой галереи.
Отличительная черта
этой галереи – плоское
перекрытие
Все это никак не проявлено на
монументальном каменном фасаде, выходящем на Корсо, так что можно подумать,
что архитектор хотел спрятать то новое
пространство, что он создал, от города,
создать эффект барочной или рокайльной обманки, вроде Березового домика
в Гатчине: там был простенький облик
фасадов и изысканная роскошь внутри,
а здесь каменная ширма фасада скрывает
не палаццо с его чередой открытых вверх
внутренних дворов, а крытые улицы,
организованные как часть правильной
градостроительной структуры нового
города, вторгающейся в старый город
и преобразующей его. Перед нами пример
торгового дома-города, пассажа, в котором гигантский объем торгового здания
прорезан улицами, ставшими главной
частью интерьера этих зданий. Эти улицы
организованы по ритмическим и ордерным принципам, созданным еще Вазари
для галерей Уфицци во Флоренции, но их включенность в четко очерченный блок
здания тоже с правильно организованными фасадами делает само это здание
если не равным, то подобным городу
(району, кварталу). И трудно понять: то
ли воля рационалистичных архитекторов
эпохи улицы заключила несколько торговых улиц в рамки фасадов единого блока,
то ли само торговое здание так разрослось,
что в нем залы, галереи и переходы превратились в улицы и площади?


Входы в пассаж
оформлены как
триумфальные арки
Описанный тип здания в Италии
называли на свой лад, то есть не французским словом «пассаж» (проход), которое
все же закрепилось в качестве обозначения всего типа, а галерея. Палаццо
делла Галлериа в Риме, то есть Дворец галереи, возникло довольно поздно: оно
построено в 1914–1922 годах – одновременно для торговли и для помещения
Итальянского расчетного банка. Палаццо
разместилось на месте разрушенного еще
в 1889 году палаццо Пьомбино, так что
облик палаццо был вызван, вероятно, не
только претензиями банка, но и историческими воспоминаниями и окружением.
Галерею-пассаж на площади Колонна
спроектировал и построил римский
архитектор Дарио Карбоне (1857–1934),
в творчестве которого это здание оказалось
главным. Оно является одним из последних примеров типа пассажа, но и одним
из самых ясных по продуманности
градостроительного решения и откровенности противопоставления интерьерных
улиц и фасадов здания-блока. Это даже
более архитектурно осознанный (и оформленный) дом-город, чем многие
пассажи-предшественники, в которых
самым главным делалась именно стеклянная галерея, терявшаяся или специально
спрятанная в глубине квартала. Ведь если
пассаж является только крытой улицей
с двумя торцовыми фасадами (как Королевские галереи Сент-Юбер в Брюсселе,
1833–1847, архитектор Ж.-П. Клуисенар,
или как Петровский пассаж в Москве),
то это еще не дом-город, это только подготовка к нему. Но если пассажные
линии превращаются в залы и коридоры
гигантского сооружения правильной или
неправильной формы, если перекрестки
улиц решаются как перекрытые стеклянными куполами залы-площади, то это
уже настоящий торговый дом-город эпохи
эклектики. Примерами могут служить
и Галерея Виктора Эммануила II в Милане
(архитектор Джузеппе Менгони, 1865–1867) и Верхние торговые ряды (ГУМ)
в Москве (архитектор А. Н. Померанцев,
1888–1893). В отличие от другого типа
дома-города эпохи эклектики, от Дворца
правосудия, решенного как гигантский
дворец – на грани возможных размеров, –
торговый пассаж может оформляться как
архитектурно законченный блок (как это
было в Палаццо делла Галлериа), а может
и не оформляться, оставаясь четко организованным и архитектурно сложным
внутренним пространством, стороны которого прикрыты другими домами, а торцы
многочисленных галерей оформлены
монументальными фасадами, не сливающимися в единый периметр (как в Галерее
Умберто I в Неаполе, 1887–1891). В любом
случае, пассаж – это попытка преодолеть
размеры отдельного здания, попытка
включить здание в городскую ткань, перемешать понятия улицы и двора, внешнего
и внутреннего, и достичь синтеза, организованного как город, но расчлененного
еще как дом.

Фасад Галереи со стороны Корсо и площади Колонна. Фасад действительно
напоминает палаццо, но это только ширма

Вход в Королевскую галерею св. Юбера в Брюсселе

Перспектива галереи св. Юбера в Брюсселе



Галерея Умберто I в Неаполе. Вид средокрестья ночью, вход в галерею, боковая
«улица»


Галерея Виктора Эммануила II в Милане. Оформление стен и стеклянные своды,
общий вид
вверх
|
 |
|