|
|
Григорий Ревзин
Deus ex machina V-MMII -
06.11.2002
Вода, воздух, огонь и земля – то, что
можно объявить присутствующим везде и всегда, как первостихии. Но первостихии – это такая вещь, которая
материальна, но формы не имеет. Ее не совсем понятно как изобразить.
На первый взгляд, решения, предложенные Wilkinson Eyre не имеют между
собой ничего общего. Земля – это комната с некими пластами, которые входят в сложное взаимодействие друг
с другом, Огонь – это металлическая комната с горящим горном, Вода –
это овальная цистерна, Воздух – это дирижабль. Тут нет и не может
быть никакой единой концепции формы. Но чем больше рассматриваешь
эти павильоны, тем яснее становится их единство. Оно заключается в том,
что все они – машины. Пространство земли – это такое место, где ее тяжелые пласты находят друг на друга
как шестерни и производят какую-то работу. Пространство огня – это увеличенная до огромных размеров внутренность керосиновой горелки. Такими
же машинами являются и дирижабль, и цистерна. Больше того, поскольку
на всей фабрике это единственные работающие машины, то создается ясное
ощущение, что вся фабрика построена ради них. Что кран-балки перевозят
воздух к воде, вагонетки – огонь к земле, и хотя непонятно, зачем это делается, машинность включает первоэлементы в контекст фабрики, позволяя
им естественно существовать в этом пространстве и одновременно сообщая
ему философическую глубину.
Любая фабрика по сути – сама по себе
большая машина, единственная логика фабричного пространства – рациональность. При этом каждому, кто
первый раз входил в цех – неважно чего, прядильный или камнеобрабатывающий, – известно, что когда оказываешься внутри машины, понять, как и
зачем она работает, не представляется возможным. Визуально – это пространство таинственной непостижимой
сложности, где все зачем-то ездит, раздаются кошмарные нечеловеческие звуки, что-то членится и обратно
собирается, и все это уходит в бесконечность перспективы. Но осмысляется эта таинственная невнятность как
высшее проявление функциональной рациональности.
Напряжение между визуальной непостижимостью и презумпцией разумности фабрики составляет ее сходство
или даже родство с современной архитектурой вообще. Фабрику можно назвать метафорой современной архитектуры (как и наоборот, современную
архитектуру можно назвать метафорой фабрики). В современной архитектуре,
в частности, есть то же соединение взаимоисключающих принципов –
с одной стороны, архитектура должна быть рационально обоснована, функциональна, разумна, с другой – поражать воображение своей непостижимостью. Непостижимой простотой или
непостижимой сложностью – неважно, эта поэтика будет равно характеризовать любой извод современности,
какой бы мы ни взяли.
В преобразовании рациональности в мистику непостижимой формы собственно и заключается художественная
ценность модернистской архитектуры. Если в современной архитектуре можно говорить о красоте, то она именно
здесь, в этом напряжении между рациональностью и непостижимостью,
причем непостижимостью следующей из рациональности. Все дело в том,
что архитектура должна представлять такую рациональность, которая бы
своей сложностью намекала на существование иных горизонтов Разума.
Специфика этого иного горизонта Разума не столь важна – за время своего существования модернизм намекал на коммунистическую, космическую, восточную рациональности –
не в этом дело. Дело в том, что чувство, которое рождает переживание такой
архитектуры, сродни религиозному. Мы не можем постичь смысла этой
рациональности, но веруем, что она рациональна. Для культуры, в которой
существование Бога проблематично – это важное и приятное чувство.
Но так работает архитектура, а с фабрикой эта квазирелигиозная машина
дает сбой. Само по себе пространство, которое она рождает, работает точно
так же, но предъявляемые ею новые горизонты рациональности оказываются излишне локальными. Мы сталкиваемся с чем-то мистически непонятным, но осмысляем это как манифестацию прядильной, камнеобрабатывающей, автомобильной, наконец сталелитейной, рациональности,
а это как-то слишком частно. Для того чтобы фабрика заработала как храм,
она должна быть фабрикой непонятно чего, фабрикой с забытой функцией,
фабрикой вообще. Именно так действует мистический пром Сталкера.
Но машина Воздуха, машина Воды, машина Земли и машина Огня – иной
путь к тому же мистическому прому. Они непонятно как и зачем работают.
Они просто есть. Они полностью рациональны – как машины, и совершенно
мистичны – как машины в себе. И они бесконечно трудятся над производством или переработкой первостихий.
Тем самым метафора фабрики становится универсальной – это фабрика
по производству мироздания. Она универсально рациональна и универсально мистична. По сути это – Бог.
<<вернуться
вверх
|
|
|