приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Абсолютная архитектура
IX-MMIII - 07.01.2004

Это здание не обращает на себя внимания. Не в том смысле, что незаметно, а в том, что и не хочет обращать. Тут уж ничего не поделаешь, надо принять это как данность и от этого двигаться. В отличие от других работ Ренцо Пьяно, в отличие от принятого сегодня всеми звездами способа демонстрации собственной «звездности», это не здание-аттракцион. Бильбао Фрэнка Гери тоже страшное и тоже похоже на железное насекомое, но это насекомое тебя развлекает и увлекает, подходить к нему – страшно, и приятное чувство безопасной опасности создает ощущение какого-то события в твоей жизни. А тут – зданию на тебя совершенно наплевать. Не движется, не завлекает, не раскрывается. Оно просто есть. И это в нем – самое главное. Об этом и надо думать.

Средний зал. Вид сзади

Это здание никак не относится к тебе. Это здание никак не относится к городу. Оно вообще ни к чему не относится, оно не снисходит до отношения, оно занято только собой. И ты бьешься взглядом об алюминиевые бока залов и никак не можешь понять, что же этим хотел сказать Ренцо Пьяно. Один из величайших архитекторов нашего времени. Три неприятных, равнодушных, одинаковых насекомых.

Конструкции покрытия

Один мой друг в начале 90-х гг. предлагал мне скинуться и купить в зоомагазине на Остоженке классного зарубежного таракана. Прелесть этого насекомого заключалась в том, что оно никак не действовало. Оно не пило, не ело, не ходило, не размножалось. Оно просто было. Это был инсектный прорыв в онтологию, в метафизику истинно сущего. Можно было положить его на полку книжного шкафа, рядом с Хайдеггером, и оно бы там лежало и истинно сущело. С тех пор и магазин закрыли, и с другом мы как-то разошлись, но образ остался.

Фактура фасада

Когда я увидел «Аудиториум» Ренцо Пьяно, я сразу вспомнил этих тараканов.

Этих насекомых – три. В программе было указано, что комплекс должен включать в себя три зала, один на 2800, второй на 1200 и третий на 700 мест. Но никто не говорил, что все три должны быть одинаковыми. Даже, я думаю, если бы кому-нибудь сказали, что римлян ждут три одинаковых алюминиевых зала, поставленных вместе, они бы ужаснулись. Как известно, все оперные театры выстраиваются как гигантский музыкальный инструмент – зал должен быть деревянным и резонировать так, будто вы находитесь внутри гигантской мандолины или контрабаса. Выставка таких музыкальных инструментов со схемами построения зала украшает фойе «Аудиториума». Ренцо Пьяно, обожающий гнутое клееное дерево, и выстроил такую «мандолину», а потом прикрыл ее сверху алюминиевым панцирем от непогоды. Панцирь несколько больше зала, у него остаются боковые пазухи, где располагаются проходы, и спереди – фойе. Алюминиевый хитин чуть отступает от деревянного «тельца» насекомого, там видно деревянное брюшко -- дерево должно дышать.

Виды фойе

Специалисты по акустике говорят об этих залах как о чуде. Ренцо Пьяно действует здесь как мастер музыкальных инструментов. Программа его реконструируется достаточно четко: вот, я спроектировал идеальный музыкальный зал – зачем же проектировать другой? Я ставлю рядом три одинаковых зала разного размера, как положили бы рядом три скрипки, и именно этим подчеркиваю, насколько совершенными они являются.

Понятно, что такая архитектура никак не относится ни к городу, ни к человеку, вообще ни к кому. Архитектура перестает быть относительной, она становится абсолютной.

Музей музыкальных инструментов

Перед нами смена архитектурной парадигмы. Дом больше не является аттракционом, авангардным жестом, эпатажем, неповторимым чудом. Он является результатом правильно решенной задачи. Вер- нее, это даже не столько смена, сколько возвращение к началу модернизма, когда дом был «машиной для жилья». Просто мы привыкли, что оперные театры должны нам нравиться, интриговать, развлекать, приглашать. А на самом деле, в них просто должна быть хорошая акустика. Ренцо Пьяно построил три машины для музыки и припарковал их рядом. Они не для того стоят, чтобы кому-то нравиться. Они просто стоят.

<<вернуться

вверх

 Вызов 

    

07.01.2004 IX-MMIII
Ренцо Пьяно. Аудиториум. Парк музыки в Риме

   
07.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Абсолютная архитектура
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна