|
|
Григорий Ревзин
Из виртуальности в сюрреальность
XI-MMIV - 10.06.2004
Сюрреализм тут как нельзя кстати. Роже Кайуа, один из основателей движения сюрреалистов,
в свое время написал книгу «Богомол», выстроенную на смешении
исследования биологии насекомых с фрейдистской мифологией
тождественности эроса и танатоса (самка богомола поедает самца
во время осеменения). Поэтике сюрреализма чрезвычайно
свойственна игра между естествознанием и мифологией, сама
сюрреальность может возникать за счет превращения научно
препарированной реальности в миф и даже – просто переосмысления научного препарирования
как мифологизации. Сюрреализм собственно и занимался
переосмыслением истории этого препарирования в свою предысторию – глаз, который разрезается
бритвой в культовом фильме сюрреализма «Андалузский пес»
как бы замыкал собой ряд, начинавшийся глазом Клода-Николя Леду, изображавшим
интерьер театра в Безансоне и являвшим собой своего рода
апофеоз «рационального» взгляда на мир.
С точки зрения поэтики сюрреализма образный ряд, придуманный
Калатравой, прямо скажем – не фокус. Фокус в том, что перед
нами – сюрреализм в архитектуре, а такового не было. Сюрреализм –
единственное из великих течений ХХ века, которое не выразилось
в архитектуре (не считая бумажной), и тому есть жесткое
основание. Потому что весь авангард и весь модернизм при всем
своем старании никогда и никак не смогли сделать реальные балку, стойку, пол и потолок
сюрреальными.
Окончательный вариант проекта
План по кровле, фасад, разрез
<<вернуться
далее>>
вверх
|
 |
|