приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Из виртуальности в сюрреальность
XI-MMIV - 10.06.2004

Фазы открывания-закрывания глаза в дневное время
Окончательные вариант

Это оказалось возможным только с появлением дигитальной стилистики. Помимо уже отмеченных свойств дигитальности – движущейся формы, изгибающихся сеток координат, отсутствия тектоники – у Калатравы есть еще одно личное свойство, делающее его форму принципиально нереальной. Его работы поразительно напоминают оригами. Такое ощущение, что все они – неважно, музей ли принца Филиппа, Планетарий, или его музей в Милуоки, или его мосты – это какая-то игрушка из виртуозно сложенного и специально разрезанного листа бумаги. Это какой-то особый вид «бумажной архитектуры», до которой бумажники почему-то не добрались. Это свойство формы Калатравы придает особый привкус нереальности всему, что он построил, ведь лист бумаги воспринимается как объект двухмерный, а превращение его в оригами – это такой прорыв двухмерности в трехмерность, и именно этим фокусом так радуют в детстве вырезанные из бумаги игрушки.

Промежуточный вариант проекта Планетария
«Ресницы» переместились вниз, сверху остался разрыв
План, разрез

«Свободностоящий» лист бумаги – это вроде как нонсенс, этого не может быть, однако же вот, пожалуйста, есть. Этот привкус «не может быть, однако же вот есть» сохраняется в любой постройке Калатравы, потому что касается любого его элемента – стены, ребра, устоя. Каждая постройка кажется особым образом вырезанным и согнутым двухмерным «листом».

Фазы открывания-закрывания глаза в ночное время

И, наконец, в случае с глазом Планетария Калатрава добавляет ко всему названному арсеналу «сюрреализации» архитектурной формы еще один элемент – отражение в воде. Хорошая архитектура любит отражаться в воде, но при всем бесконечном богатстве классических набережных трудно вспомнить пример, когда такое отражение является необходимой частью архитектурной формы. А у Калатравы именно так – глаз становится глазом только тогда, когда в композицию включается его отражение. Тем самым и материя зазеркальная и та, что перед зеркалом, становятся частями одного тела, и как тогда определить: где реальность, а где – кажимость? Тем самым Калатрава как раз и делает балку и стойку, потолок и пол – сюрреальными, позволяет сюрреализму войти в архитектуру. И это принципиальный момент. Потому что есть сегодняшнее движение к виртуальности, которое вроде бы появилось вместе с компьютерами. А есть его гигантская европейская предыстория, в которой сюрреализм – предпоследняя ступенька. И ни у кого это движение со своей предысторией не соединялось. А Калатрава их соединил.

Открытый и закрытый глаз с отражением в бассейне
Отражение здания оказывается необходимой частью композиции

<<вернуться

вверх

 Вызов 

    

10.06.2004 XI-MMIV
Сантьяго Калатрава. Город науки и искусства c 1993 по настоящее время.
Камино-де-лас-Морерас, Валенсия, Испания

   
10.06.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Из виртуальности в сюрреальность
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна