приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Анатолий Белов
Камилла Розумбетова
От трубы к колючке
XX-MMVI - 10.03.2007

Генеральный план с окружающей ситуацией

Уникальность новой постройки Р. Роджерса, на наш взгляд, заключается в том, что это чуть ли не первый комплекс судебных инстанций, заявленный как отправной пункт для развития крупной градостроительной схемы (имеется в виду Zuid). Да и сами по себе Антверпенские суды могут, пожалуй, претендовать на звание «города в городе», настолько их структура, если отбросить в сторону визуальную связь с городом, самостоятельна и сложна. Но любопытнее всего, разумеется, конструкции самой крыши: подобия фламандских кораблей – в интерпретации Р. Роджерса, игл – в нашей интерпретации. Еже отбросить в стороны все биоморфные и живописные сравнения, то волнообразная кровля Антверпенских судов производит впечатление реминисценции готических форм в модернистской обработке, что довольно-таки неплохо в плане средового подхода, так как в городе немало готической архитектуры. Облицовка каждого «судна» (корабля) представляет собой комбинацию из четырех стальных поверхностей, имеющих форму гиперболического параболоида (исключение составляют те «иглы», которые расположены над малыми судебными помещениями – то уже комбинации из двух малых параболоидов). Данная геометрическая фигура – это седлообразная линейчатая поверхность, которая может быть определена как множество парабол с ветвями, направленными вверх, вершины которых лежат на параболах, с ветвями, направленными вниз. Два параболоида образуют непосредственно иглу, другие же два выполняют функцию «стяжки» – они на порядок ниже предыдущих, то есть как бы вылезают из застекленного «брюха» иглы, и от их вершин веером расходятся стержни арматуры, которые крепятся к внутренним стенкам двух больших параболоидов. Изнаночная поверхность игл опирается на гнутые балки из древесины, которые держатся на стальных изделиях периметра. Застекленные фрагменты игл обращены на северо-запад, для того чтобы естественный свет, проникающий в залы суда, не был чересчур слепящим.

Планы разных уровней здания, показывающие основные его части: основание, холл, кабинеты, завершение

Однако крыши-иглы – это не одни только голые функции и смешные ассоциации, это еще и проводники вполне конкретной идеологии: их стеклянные «брюхи», как утверждает сам Р. Роджерс, символизируют прозрачность закона. Иначе говоря, это не то, что наши советские суды эпохи Хрущева-Брежнева – из необработанного бетона в подтеках, которые всем своим видом, казалось бы, говорят: в этой стране закон мутен и тинист, будь бдителен, товарищ. Тут суд – это не суровая карательная инстанция, населенная коррумпированными паразитами, а эдакий гостеприимный мирок, в котором если и наказывают людей, то лишь по справедливости – куда уж тут местным чиновникам врать, вон, их через стекло видно, так что если какой-нибудь бельгийский гражданин пройдет мимо и узрит нелады – конец карьере. Вот как, оказывается, архитекторы могут влиять на соблюдение законов в самом процессе судопроизводства. В связи с этим сразу вспоминается один постсовковый фильм под названием «Хочу в тюрьму» с В. Ильиным в главной роли: в нем рассказывается про одного авантюриста, волей случая затесавшегося в грабители, который, осознав в один прекрасный момент, что наказания не избежать, рванул от наших законников в голландскую тюрьму, где, как известно, куда более гуманные условия содержания заключенных. Этот фильм был выпущен в 1998 году, так вот, с тех пор помимо тюрем в Европе очеловечились еще и суды. Да, с такими тенденциями все, чего нам остается ждать – так это какой-нибудь вечной амнистии всем и вся и, как следствие, полной анархии. И все-таки, хоть RRP и обещают кучу всяких красот, что вот, мол, здание судов – это только начало застройки юга Антверпена, будет еще район Zuid, а суды вроде как будущий костяк его композиции, – пока что новое творение Р. Роджерса стоит лишь в окружении унылого пустыря, забросанного то там, то тут всякой гадостью вроде рваных кресел и матрасов, и так, нам кажется, будет еще лет пять. И тут же в памяти всплывает их «остроумная» экологическая программа, в результате которой все работники судов смогут иметь прямой доступ к природе – а деревья посадить, а газончики вырастить? Да, панорама, открывающаяся из окон, хороша, но в нее, так или иначе, бельмом вклинивается этот грязный пустырь – и настроение портится. А так, с объективной точки зрения, здание судов, в общем и целом, вполне неплохой объект: по крайней мере, оно выглядит привлекательно почти со всех ракурсов, что является достаточно редким качеством для современной архитектуры. Главный же его недостаток, как нам кажется, это крайняя размытость, нечеткость концепции: что символизируют острия, торчащие из крыши – фламандские суда? Тоску Р. Роджерса по ежу Миллениума? Прозрачность закона? Городские ворота? Что именно-то?

Рисунок дизайна крыш, сделанных по аналогии с парусами корабля

В итоге непонятно: в каком качестве воспринимать эту постройку? Последнее, кстати, что приходит в голову – это воспринимать ее непосредственно, по назначению, как она есть, т.е. как суд. Да она и не особо-то похожа на суд, скорее на дрогстор.

Авторский набросок для «Salle des Pas Perdus» («Зал потерянных шагов»), где оглашаются приговоры

И что у нас, таким образом, остается: груда стали посреди пустыря, гигантский дом-город на отшибе, издали похожий на руину. Недавно в одной немецкой книге по ковке нам попалось следующее высказывание: «Сталь говорит на двух языках. Первый язык жесток и говорит об уничтожении; второй же говорит о служении – он бодрит и радует нас, наводит на размышления и обращает к добру». Эта фраза очень хорошо работает применительно к такой архитектуре и в особенности к критикуемому объекту: он словно молот без наковальни, который бьет направо и налево, да все мимо, – постройка Р. Роджерса вызывает массу сильных эмоций (большинство из которых, надо заметить, положительные), но они все не те, какие надо… Как бы это объяснить? К примеру, вместо того чтобы при взгляде на суды думать о преступлении и наказании, ваше воображение рисует картину уплывающих вдаль фламандских корабликов.

Вид на конструкции потолка и перекрытий

Сталь тупа и бесчеловечна, она давит сразу на все слабые места, подчиняя себе зрителя целиком – но когда выстраивается подобная система взаимоотношений между человеком и искусством, отношений подчиненного и гегемона, у первого полностью пропадает чувство сопереживания, а без него невозможна гармония. Когда звезды западной архитектуры поймут это и перестанут всюду городить свои махины из стекла и стали, возможно, у простых людей вроде нас изменится отношение к их архитектуре, а пока…

Все пространство здания поделено на зоны стеклянными перегородками

Вестибюль суда со стороны парадной лестницы

«Зал потерянных шагов» – общественная зона и зал ожидания оглашения приговора одновременно

<<вернуться

вверх

 Вызов 

    
10.03.2007 XX-MMVI
Здание судов в Антверпене, Бельгия
   
10.03.2007 XX-MMVI
Максим Хазанов
Антверпен
   
10.03.2007 XX-MMVI
Анатолий Белов, Камилла Розумбетова
От трубы к колючке
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна