|
|
Максим Хазанов
Антверпен
XX-MMVI - 10.03.2007

Панорама Антверпена с рекой Шельдой. Вдалеке виднеются крыши здания судов
Представляете себе длинный
однообразный туннель с одинаковой частотой мигания света, чем-то
напоминающей монотонный гул
старых люминесцентных ламп? Эта
болезнь прошлась по всем городам Европы в меньшей или большей
степени. На последней биеннале
в Венеции была поставлена задача
если не расправиться, то хотя бы
приглушить ее. То есть был проведен всемирный анализ проблемы,
учитывающий развитие современного градостроительства. Такие архитекторы, как
Ричард Роджерс, делают удачные попытки
ее решить, занимаясь в основном
единичными объектами. Один из
них представлен в бельгийском
городе Антверпен…
Несколько слов о Бельгии. Страна
расположена в самом сердце Европы. Поездка до практически
любой столицы в этой части света не превышает двух часов. Большинство людей в этой маленькой
стране свободно разговаривают
как минимум на трех языках.
Что еще может поразить, так это удивительная доброжелательность людей: когда в четыре часа
утра я подошел к плотному, всем
своим видом напоминающему
«настоящего бельгийца с усами»
мужчине, беседующему с дамой, и спросил у него направление в сторону какой-то улицы, они очень
удивились, как я попал в «такую
даль», и предложили отвезти меня
на машине, отказываться было
неудобно… ехали пять минут. Практически всегда в восприятии
города играет роль его масштаб.
Мне кажется, что бельгийские
города можно сравнить разве что
с гербом страны, больше всего
они напоминают города из сказок Г. Х. Андерсона, но если Дания ближе по своему
образу к Германии, то Бельгия ближе к Франции… В целом можно сказать, что Бельгия представляет собой маленький
самодостаточный сгусток истории
средневековой Европы.
Второй, после Брюсселя и Гента,
вместе взятых, компонентой этого ДНК является город Антверпен.
Вместе с одним из самых больших
в Европе портов, производством
и, естественно, историей Антверпен
представляет собой индустриальный город, непрерывно растущий
каждую секунду. И вот на границу
старого города и промышленного
порта прилетела бабочка. Именно бабочкой называла это
здание владелица отеля, расположенного неподалеку, возмущаясь
направленным в одну сторону
волнам крыши. Бабочка это, или
волна, или головной убор монахини,
в любом случае это здание судов со
всеми положенными атрибутами. Среди них парадная лестница,
под которой достаточно эргономично разместилась трамвайная
остановка. Временная тюрьма на
первом этаже расположена так,
что представители юриспруденции ходят по стеклянному полу над
головами заключенных. На самом
участке была проделана гигантская
работа, так как под площадью
с трамвайной остановкой и всем
зданием проходит шоссейная
трасса.
По отношению к городу суды достаточно сильно выделяются, но не
вызывает неприязнь, и это очень
важно. При очень большом желании можно разглядеть отражение
города на стеклах витражей. Смущает только размер. Фотографии не передают истинных
габаритов и, по словам людей,
работающих там, есть серьезные
проблемы с кондиционированием,
но это уже техническая сторона.
В любом случае об этом здании
может рассказать что-либо каждый
встречный на улицах Антверпена,
и у каждого будут свои ассоциации.
В современном мире, если здание
вызывает чувства или эмоции, это
уже хорошо… Не так ли?
|
 |
|