|
|
Владимир Седов
Площадь Императора Августа в Риме
XXII-MMVII - 11.12.2007
Дом на восточной стороне площади
Любой большой город и многие маленькие города имеют свои
архитектурные реликвии. Вокруг
этих реликвий организуются площади, первоначально стихийные, а потом и продуманные.
Система архитектурных реликвий создает маршруты по городу,
показывает предпочтения градостроителей и властей, участвует,
в конечном счете, в создании образа
города. Но бывают времена, когда
и власти и архитекторы бросаются
переделывать город – для того,
чтобы «открыть» горожанам затаенные реликвии, для актуализации
архитектурных чудес и святынь,
скрытых наносами времени, людского небрежения или позднейшими
эпохами и стилями, просто не
замечавшими или не уважавшими
святость самих этих святынь.
Площадь императора Августа
(Piazza Augusto Imperatore) в Риме
появилась в результате такой
«расчистки» городской ткани,
осуществленной для того, чтобы одновременно раскрыть и обрамить
архитектурный шедевр – мавзолей
императора Октавиана Августа.
Этот гигантский круглый мавзолей,
называвшийся в римское время
«гробницей Юлиев», был построен
в 28 году до нашей эры молодым
императором Октавианом – сразу
после победы над соперником,
Марком Антонием. римские императоры от Тиберия до Нервы были
погребены в этом здании, когда‑то завершавшемся конической
насыпью со скульптурой Октавиана
Августа на вершине.
Улица Ара Пацис, ведущая к Корсо
Для идеологии Бенито Муссолини
императорский Рим был основанием для восстановления империи
и объединения нации. В какой‑то степени сам Муссолини мог
отождествлять себя с Августом,
устроителем империи и строителем мраморного Рима. Об этом
говорит то внимание, которое сам
Муссолини и власти Италии и Рима
его времени уделяли памятникам, связанным с именем Августа. В 1934 году начались
планомерные
раскопки давно застроенного и перестроенного мавзолея, которые
были завершены к 1937 году. В это
же время к западу от мавзолея на
берегу Тибра был собран из разрозненных по разным коллекциям
фрагментов и из частей, найденных в специально предпринятых
в районе Корсо раскопок, Алтарь
Мира. Вся расчищенная площадь
вокруг мавзолея была превращена
в археологическую «зону Августа»
(Zona Augustea), оформленную
одним архитектором, Витторио
Баллио Морпурго (1890–1966).
Строительство самой площади
и окружающих, формирующих ее
зданий продолжалось с 1936 по
1940 год.
Мозаика Ф. Феррацци на фасаде северного корпуса
Баллио Морпурго решил
пространство площади с помощью
классицистического градостроительного приема. Это оформление
сложного и стихийного пространства с помощью регулярных
отрезков. Сложность при этом
не уменьшается, но приобретает
черты регулярности, а стихийность
«обуздывается». Этот прием был
изобретен, вероятно, еще в период
ренессанса, а большое распространение он получил в период
неоклассицизма XVIII – начала XIX
века, когда с помощью такой дискретной регулярности оформляли
площади вокруг средневековых
соборов. В Италии так устроена
площадь у собора в Орвьето, во
Франции так сделали площадь у собора Нотр‑Дам де Пари, в России
так спланированы площади вокруг
древних построек (например –
ивановская площадь Московского
Кремля и Красная площадь).
Эффектом таких градостроительных решений оказывается
отстраненное, дистанцированное поклонение древности, когда
дискретная регулярность и исторические реликвии с их хаотической
композиционной логикой зримо
разнесены между собой.
Общий вид северного корпуса и
его фрагмент со
скульптурным убранством
Сам мавзолей Августа,
находящийся в углублении, образовавшемся после раскопок,
расположен в неком центре несимметричной площади, ограниченной
строгими фасадами симметричных корпусов. Со стороны Тибра
площадь более открыта: сейчас
здесь стоит павильон над Алтарем Мира, построенный Ричардом
Майером, а в 1930‑е годы находился еще более легкий павильон
самого Баллио Морпурго, воздвигнутый по указанию Муссолини над
реконструированным Алтарем,
«придвинутым» к мавзолею. Поскольку архитектору пришлось
иметь дело с исторической средой,
он не смог добиться полной «законченности» всей композиции.
С одной стороны стоит один крупный блок, с другой, под прямым
углом к первому, – другой, между
ними видна выстроенная в это
же время улица, ведущая по дуге
к Корсо, одной из основных улиц
центра Рима. С юга и востока
ситуация сложнее всего: здесь
сосредоточены три барочных
храма. Архитектор включает в свою
композицию алтарную часть огромной церкви Амвросия и Карла на
Корсо, а два других храма объединяет двойной аркой перехода.
В результате получается собранная
площадь, в которой разнообразие
«фасадов» не нарушает главной
идеи: торжественного обхода
вокруг мавзолея Августа и одновременно обрамления этого обхода.
Архитектура двух крупных блоков-зданий, с севера и востока,
построена на характерной для того
периода игре в архаический монументализм. На фасадах сочетание
римского травертина и кирпича
(как фона, в боковых частях)
создает ощущение традиционности,
но с парадным, возвышенным
оттенком. Это же ощущение поддержано ордерным языком деталей,
мозаиками на патриотические
темы, выполненными Ф.Феррацци,
но особенно оно проступает в колоннадах первых этажей обоих
зданий: они ритмично подчеркивают обход. Центральные оси обоих
основных корпусов также направлены на мавзолей. В результате
возникает совсем не отрезанное
от города, но все же достаточно
изолированное пространство,
работающее как градостроительно
оформленный реликварий под
открытым небом: святыня помещена в центре, к ней обращены
все взоры, она уважаема – в том
числе с помощью своего ларца,
своего вместилища, роль которого
в данном случае играет площадь
с подчеркнуто значительными
фасадами.
Церковь Сан‑Карло выходит на
площадь восточным фасадом
При Муссолини в Риме были расчищены значительные фрагменты
античного Рима (Арджентина, театр
Помпея), а кроме того, были проложены магистрали, позволившие
раскрыть императорские форумы
и соединить их с Колизеем, а также
соединить Колизей и Циркус Массимус. Эти расчистки и прокладка
осей сопровождались строительством новых зданий, организацией
площадей и площадок с фонтанами.
В целом это должно было сформировать новый Рим, который так
и не состоялся, но без этих расчисток город был бы значительно
сложнее и труднее. Среди этих
градостроительных работ площадь
императора Августа выделяется
комплексностью подхода к реконструкции, бескомпромиссностью
и законченностью того неоклассического решения, которое
позволило подчеркнуть архитектурно чаемую Муссолини связь
времен.
Вид южной части площади
Переход между храмами Сан‑Рокко и
Сан‑Джироламо
вверх
|
|
|