приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Феномен пространства
VIII-MMIII - 21.10.2003

Общественные пространства в зоне пересечения прямоугольной сетки здания и «пещер»

На первый взгляд, общежитие Стивена Холла есть еще один шаг (вслед за проектами Тома Ковача, Захи Хадид, работами Кооп Химмельблау 90-х, Асимптоты, Массимилиано Фуксаса и т.д.) в утверждении дигитального стиля в реальности строительства. Пять его пещер, пронизывающих элементарную сетчатую структуру, есть как раз яркий пример дигитальной формы, и все шесть характеристик дигитального стиля, которые я назвал, полностью применимы к ним. Серьезный шаг в утверждении дигитальной формы, который я имею в виду, это введение сетки, на фоне которой эта форма существует. Внешняя сетка, которая придает дигитальной форме относительную масштабность (шаг клетки) и относительную тектоничность, чрезвычайно важна для такой архитектуры, поскольку служит своеобразным медиатором между ней и реальным пространством, попросту говоря, является той вешалкой, на которой висят виртуальные ткани. Аналогичный прием использует Массимилиано Фуксас в здании Европарламента в Риме, проект которого показывался на прошлогодней архитектурной биеннале (см. ПК No6). Но у Фуксаса шаг сетки соответствует поэтажным членениям. Что особенно интересно в работе Холла – это подчеркнутая «относительность» сетки. Сетка, как мне представляется, ведет свое происхождение от масштабных линий экрана компьютера, принципиальной особенностью которых является «произвольность» шага – мы можем увеличивать и уменьшать его как угодно простым движением мышки, это своего рода «масштаб в себе». Так вот, вводя по три окна на этаж, Холл словно специально акцентирует произвольность шага сетки, не связанной ни с конструкциями, ни с внутренней структурой здания. Здание из-за этого производит впечатление какого-то глюка – оно кажется в три раза больше, чем на самом деле, весь остальной город, сопоставленный с Симмонс-холл, кажется городом гигантов, где этажи в три раза больше, а люди в три раза выше положенного. Элемент галлюциногенности архитектуры является также весьма характерным для дигитального стиля. Но представляется, что работа Стивена Холла все же гораздо глубже, чем просто очередное утверждение дигитального направления в современной архитектуре. Она выходит за рамки этого направления к более глубокой теме.

Вид типовой комнаты общежития

Стивен Холл – философствующий архитектор, он пытается выстроить своего рода феноменологию архитектуры. Одно его эссе называется «Феномен и идея», и пафос этого текста – уход от аналогии между архитектурой и языком. Он против понимания архитектуры как системы символов, слов с некоторым значением, архитектура переживается не как смысл, а как эмоция – физически, моторно, через впечатление, которое оказывает на человека пространство. Стратегия архитектора – именно уход от всяческих «вторичных» смыслов, которые привносит в архитектуру ее осмысление или использование (функциональный, символический смысл пространства) и акцентирование переживания формы. Стратегия архитектора в данном случае синонимична стратегии феноменолога – для того чтобы понять феномен, необходимо увидеть все его вторичные (прагматические, символические, генетические) смыслы и очистить от них вещь. То, что останется, и есть феномен. Если под этим углом зрения рассмотреть те «пещеры», которые и есть главный аттрракцион Симмонс-холл, то получится следующее. Что есть феномен архитектурного пространства? Архитектурное пространство отличается от просто физического: оно, во-первых, есть материал, из которого лепится архитектура, то есть оно не пустота; оно, скорее, подобно глине, его состав – воздух и свет. А во-вторых, оно, в отличие от физического, изначально неопределенно ограничено – неясно где, неясно какая, но граница есть. Феномен архитектурного пространства есть пустота как материал для лепки, и количество этого материала всегда ограничено.

Любой архитектор легко переживает пространство таким образом – когда вы подходите к участку и начинаете в принципе раздумывать о том, что бы там могло быть, вы имеете дело именно с таким пространством. Но любой неархитектор практически никогда так переживать архитектурное пространство не может, потому что его границы уже заданы некой формой здания, и это переживание не пространства, а его границ. Равно как и свойство архитектурного пространства быть материалом превращается во вполне прозаичный материал для чего-то, то есть в заурядную функциональность. Так вот Стивен Холл этими пещерами ухватывает феномен архитектурного пространства самого по себе. Их функция – быть вместилищами естественного света и воздуха – не придает пространству никакой определенности, ибо свет и воздух есть просто свойства архитектурного пространства как  материала. Оно именно лепится– у него еще нет формы. Оно ограниченно, но его границы лишены всякой определенности. Это пространство, уже ухваченное архитектором для дальнейшей работы, но еще этой работе как бы не подвергшееся. Феномен пространства вообще.

Стратегия авангарда с самого его начала – поход в сторону первоэлементов. Авангардные здания обнажались до первоэлемента функции, первоэлемента конструкции, первоэлемента материала. И всю дорогу авангард постоянно заявлял о своей претензии на пространство, но до сих пор никому еще первоэлемента пространства слепить не удавалось. Именно это Стивен Холл и сделал в первый раз. Дигитальный стиль в данном случае является просто подпорками для того, чтобы ухватить архитектурное пространство как первоэлемент, из которого потом можно вылепить уже что угодно.

<<вернуться

вверх

 Вызов 

    

21.10.2003 VIII-MMIII
Стивен Холл. Общежитие студентов Массачусеттского технологического института Симмонс Холл

   
21.10.2003 VIII-MMIII
Интервью с главным архитектором проекта.
Тим Бэйд: «Стивен просто взял губку и окунул ее в чернила»
   
21.10.2003 VIII-MMIII 
Что такое "Симмонс Холл"
   
 

21.10.2003 VIII-MMIII
Григорий Ревзин
Феномен пространства

   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна