приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Интервью с главным архитектором проекта.
Тим Бэйд: «Стивен просто взял губку и окунул ее в чернила»
VIII-MMIII - 21.10.2003

Общежитие Симмонс-холл. Ночной вид.
По мнению авторов, ночью их здание сияет как настоящий кубик Рубика

По просьбе журнала ПК архитектор Анна Бокова взяла интервью у Тима Бэйда (Tim Bade), главного архитектора проекта Симмонс-холл архитектурного бюро Steven Holl Architects

Русский архитектурный журнал «Проект классика» выпускает номер, посвященный пещерам. В качестве современного «вызова» классическому пониманию пещеры избран Симмонс-холл.

Я думал о возможной теме ваших статей и решил, что Симмонс-холл имеет очень мало общего с геологическими пещерными пространствами. Наша изначальная идея родилась из губки, и многие принципиальные термины, которыми мы пользовались при описании и разработке проекта, основывались на живой органической материи, например – легкие, поры, соты. Нашей целью было взлелеять «живое» студенческое сообщество, спроектировать здание, поощряющее развитие «органических соединений». Проект исходит из концепции обрамления пористости, системы изменяющейся плотности, создающей пористые объемы.

Получившиеся в результате пространства похожи типологически на иную группу пространств, таких как камни, массы, пещеры. Считаете ли вы такие аллюзии правомерными?

Вероятно, это эффект материализации. Концепция была – некая органическая общность. Все наши метафоры были заимствованы у живых организмов, как я уже сказал – губки, поры, соты. Мы обращались к ним как к способам подчеркнуть, выделить саму жизнь здания. Мы пытались приспособить эти пространства для естественной вентиляции, мы называли их «легкие». И они так и функционируют – вы можете открыть окна и вентиляционные башни наверху многих из этих пространств, чтобы обеспечить естественную вентиляцию. В этом идея того, что здание «дышит» через них. И в этом принципиальное отличие нашей концепции – мы всегда думали о них скорее как о полостях живого организма, чем о геологических пустотах. Но на определенном этапе нам нужно было воплотить это в реальных материалах, и здесь, вероятно, появляется повод для вашего сравнения. И не только вашего – очень многие нас спрашивали: «Имеется в виду, что это пещеры?» Наш ответ – да нет, не то чтобы. Они открыты для интерпретаций, но генезис их – «живое здание», впускающее в себя свет и воздух. Пещера подразумевает множество первобытных значений, в частности подземность, темноту, а мы никогда ни о чем таком не думали. Мы, наоборот, имели в виду все возрастающую открытость пространства (что видно, например, в одной из первых акварелей Стивена Холла).

А что такого формально привлекательного в губке?

Можно двигаться в любом направлении и встречать открытую пористость. Она начинается с этих «прорезов» в город (внешние прямолинейные ячейки), но на самом деле пористость стала физическим воплощением идеи того, как сделать здание более прозрачным.

Симмонс-холл определен снаружи и весьма неопределен внутри. Как решетка навесного фасада соотносится с «пространствами свободных форм» интерьера? Почему у внешних очертаний совершенно другая морфология?

Внешние объемы мерятся другим масштабом – городским. Нам была интересна дихотомия городских и интерьерных объемов, мы решили, что фасадные проемы должны быть прямолинейными. Они визуально разбивают массив длиной 120 м на более мелкие части и работают как городская общественная зона.

Почему вы решили сделать снаружи жесткую бетонную раму? Эта форма предшествовала «пространствам свободных форм» в интерьере?

На то был ряд причин. Внешняя форма действительно предшествовала морфологии внутренних объемов, они – контраст для внешней твердости. Для внешних проемов нам понравилась идея жестких ребер, но для интерьера она показалась слишком суровой и негуманной, так что мы искали что-то полегче. После того как мы более-менее разобрались с жесткой рамой, мы начали биться над внутренними пространствами и их размещением. Можно сказать, мы в них увязли...

Как вы разрабатывали эти «пространства свободных форм»? Можете рассказать подробнее о самом процессе формотворчества?

Мы действительно бились над этим. У нас была четкая градостроительная идея – нам нужна городская стена. И привязка программы к этому узкому длинному участку давала двойную нагрузку на коридор. А мы хотели раскрыть это узкое здание как можно больше, поэтому в нем есть места, где вы можете увидеть его насквозь, в обе стороны. Как альтернативу длинным коридорам мы разрабатывали эти внутренние пространства и мучительно решали – какая у них должна быть форма? Это должны быть большие прямоугольные ячейки или маленькие? Здание разрабатывалось одновременно по многим уровням, исходя из программы, участка, тектоники бетонной рамы. Во время проектирования Стивен взял губку, служившую нам концептуальной моделью, и нанес отпечатки губки на планы. Он просто окунул ее в чернила, приложил к планам и сказал, что это и будут атриумы. Потом мы отсканировали их и начертили в автокаде, так что форма напрямую рождена губкой... Потом мы просто привязали их к этажам. Вот как это было сделано – как бы даже несознательно, случайно.

Значит, они были размещены совершенно наугад?

Да, мы просто их чуть-чуть подогнали, но в общем приняли их (их случайность) как они есть и постарались обойтись с ними как можно корректнее. Нам понравилась их искусственность в сочетании с бессознательным автоматизмом их появления. Эти свойства оставляют за ними некую концептуальную ясность. Мы сохранили интуитивное начало. Кроме того, таким способом ломался коридор. Как можно сделать интересным коридор длиной в 100 метров? Эти пространства выводят его вовне здания, привносят туда свет и воздух, позволяют зданию дышать. Коридоры не заканчиваются тупиками, они выходят к фасаду. Это не четко очерченное пространство, эти изгибы делают его интересным пространством.

Вы постоянно используете в вашей работе традиционную технику акварели. Как вы соединяете ее с компьютерными технологиями?

От проекта к проекту это меняется, но обычно с акварелей все начинается. В случае с общежитием на этой стадии мы поняли, как должны выглядеть общественные пространства, ну вот эти «легкие». На этом, собственно, все и кончилось, потому что дальше были в основном спальни и там уже рисовать было нечего. Рисунок обеспечивает концептуальный уровень проекта. Кроме того, Стивен сделал несколько акварелей, изображающих главные пространства. А в других проектах рисунок больше полезен как пространственное упражнение. Иногда Стивен делает несколько рисунков пространства, а мы по ним строим интерпретирующие компьютерные модели. Это как маятник, идем вперед – возвращаемся.

А какую роль играет компьютер в процессе проектирования? Меня интересует, как эта точная математика создает пространства свободных форм, как искусственное становится живым.

Вообще-то сначала мы предпочитали обходиться без них, но по ходу процесса проектирования компьютер стал необходим для испытания многих пространств. Мы делали множество компьютерных и обычных моделей, чтобы понять, как это будет построено. Мы пригласили одного архитектора, Перри Диана Роджерса, он строил большие реальные модели, чтобы мы увидели, как это все будет работать, представили себе детали. Это действительно было маятниковое движение, и на этом этапе, наверное, это самый эффективный способ. Инженеры делали компьютерные модели пространства, которые показывали движение воздуха, чтобы можно было вычислить, как эти легкие будут работать на вентиляцию (эффект вытяжки).

Как вы считаете, ваши пространства живые или искусственные?

Я бы сказал, органические. Задуманы они как природные, ведь идея пришла от природы. Нам хотелось создать абстрактные формы, противопоставленные артикулированным фасадам и лестницам. Нам хотелось, чтобы эти пространства были более мягкими, чем прямоугольники фасада и сетка всего здания. Мы просто оставили органические «поры», губку, и трактовали это больше как воздух, материал как бы видоизменяется на всем протяжении здания. Мы не задавались вопросом – как сделать пространство, похожее на губку или на пещеру. Мы ни в коем случае не хотели сделать какое-то подобие органических образований. Мы просто пытались создать нечто архитектурно отличающееся от всего остального здания, мы не пытались ничему подражать. Эти пространства работают вместе с остальным зданием, с его сеткой, с фасадом, они связаны отношениями симбиоза. Мы начинали с концепции, но по мере развития проекта мы от нее отошли, в особенности от ее буквальной интерпретации. Для нас это был только инструмент какого-то движения, никакого прямого натуралистического смысла за этим не стояло. Идея губки – это действительно программная идея здания, это не значит, что здание должно выглядеть как губка. В конце концов, нам бы хотелось, чтобы здание было интересным и без всяких сопутствующих историй... Нам просто было интересно сыграть в игру между жестким фасадом, прямоугольниками комнат и свободой общественных пространств.

17 июня 2003, Нью-Йорк

вверх

 Вызов 

    

21.10.2003 VIII-MMIII
Стивен Холл. Общежитие студентов Массачусеттского технологического института Симмонс Холл

   
21.10.2003 VIII-MMIII
Интервью с главным архитектором проекта.
Тим Бэйд: «Стивен просто взял губку и окунул ее в чернила»
   
21.10.2003 VIII-MMIII 
Что такое "Симмонс Холл"
   
 

21.10.2003 VIII-MMIII
Григорий Ревзин
Феномен пространства

   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна