|
|
Ле Корбюзье. Церковь Сен-Пьер в Зеленом
Фирмини
XXI-MMVII - 01.06.2007
Церковь Сен-Пьер в Зеленом
Фирмини (l’Eglise Saint-Pierre de
Firminy Vert)
проект
Ле Корбюзье, 1962-1963
начало строительства
1970
консервация
1979
возобновление строительства
2003-2006
открытие
15 ноября 2006
заказчик
агломерация Сент-Этьен Метрополь
(Saint Etienne Metropole)
спонсор
Ассоциация «Ле Корбюзье для
церкви Сен-Пьер в Зеленом
Фирмини»
(l’Association Le Corbusier pour
l’Eglise Saint-Pierre de Firminy Vert)
архитекторы
Жозе Убрери (Jose Oubrerie),
главный архитектор завершения
строительства
Жан Франсуа Гранж Шавани
(Jean Francois Grange Chavanis),
главный архитектор исторических
памятников
проектная группа
Ив Перре (Yves Perret),
Алин Дюверже (Aline Duverger), Ромен Шазалон (Romain Chazalon)
инженер
Андре Аксетта (Andre Accetta)
функция
филиал Музея современного
искусства города Сент-Этьен
Фирмини: возрождение уникального наследия
Нужно построить город на солнце, нужно строить на свету. Нужно
его построить вместе с вновь обретенной природой вокруг. Этого требует наше
градостроительство. Нужно его спроектировать с достоинством, и этого требует
наша архитектура. Нужно его спроектировать в простоте, поскольку мы бедны.
Эжен Клодиус-Пети, 1952
Вид возведенных частей церкви Сен-Пьер до возобновления
строительства
Фирмини – средних размеров город Cент-Этьенской равнины,
расположенный на границе регионов Рона-Альпы и Овернь. Город является сегодня
материальным выражением идей Ле Корбюзье в архитектуре и градостроительстве.
Это воплощение Современного движения состоит из двух частей,
инициатором которых был мэр Фирмини, Эжен Клодиус-Пети. Он был министром
реконструкции и градостроительства (1948–1953), прежде чем в 1953 г. быть
избранным мэром Фирмини, обязанности которого он исполнял до 1971 г.
Клодиус-Пети хотел искоренить трущобы и построить жилые дома, предоставив
пристойное жилье населению. Он реализовал этот проект, создав Зеленый Фирмини (Firminy-Vert),
новую «градостроительную единицу», задуманную как расширение существующего
города. Он поручил разработку концепции и ее реализацию Шарлю Дельфанту, Андре
Сиву (а после смерти Сива в 1958 г. – Жану Клингу) и Марселю Ру. Реализация
проводилась с соблюдением принципов Афинской хартии. Клодиус-Пети хотел также
создать Гражданский центр, который был призван связать Зеленый Фирмини и старый
город. Этот центр должен был быть отдан под духовные и спортивные занятия,
которые мэр считал самой сутью того, что общественные службы должны предоставить
городу и чего городу жестоко не хватало.
В 1954 г. Клодиус-Пети пригласил в Фирмини Ле Корбюзье. С этого
года и до дня смерти (1965) Ле Корбюзье разрабатывал и воплощал в жизнь
Гражданский центр, формирующий собой точку соединения между старым центром и
Зеленым Фирмини. Ему было также поручена разработка концепции трех «жилых
единиц», которые должны были стать частью второй очереди градостроительного
плана. Только одна жилая единица была построена (1965–1967). Строительство
Гражданского центра растянулось до сегодняшнего дня, он сейчас состоит из стадиона
(1954–1968), Дома молодежи и культуры (1955–1965), бассейна (Андре Вогенски,
1965–1968) и церкви Сен-Пьер, проектирование которой было начато Ле Корбюзье в
1961 г. Задуманный Ле Корбюзье комплекс вместе с кварталом Зеленый Фирмини –
один их самых значительных городских ансамблей Европы второй половины XX века.
Строительство Зеленого Фирмини сразу же получило известность. В 1961 г. проект
выиграл во Франции «Гран-при урбанизма». Но значимость Гражданского центра как
памятника культурного наследия не признавалась многие десятилетия. Судьба церкви
Сен-Пьер, возведение которой не было начато, в 1965 г. стала контрапунктом этого
неприятия, она серьезно обострила споры на местном уровне и в 1970 г. Проблемой,
разжигавшей эти дебаты, была невозможность финансирования строительства храма,
связанная с ограниченными материальными возможностями католического населения
Фирмини. В 1965 г. во время семинара, проводившегося ЮНЕСКО, Клодиус-Пети
подчеркнул важность возведения в городах культовых построек и духовных
пространств, пусть даже и скромных размеров. Он заявил также об интересе к
экуменическим акциям, которые могли бы привести к объединению многих обрядов. В
1968 г. Клодиус-Пети выступил с инициативой создания ассоциации приходов,
которой можно было бы поручить реализацию проекта церкви и которая осуществила
бы ее, объединив средства. Но в то время как условия объединения, казалось, были
уже приняты, 25 мая 1970 г., во время закладки первого камня, местный епископ
публично сложил с себя обязательства по реализации проекта храма, поставив под
вопрос саму его вероятность. Снимая с себя ответственность за возведение здания
по причине того, что это место культа не отвечает потребностям клира и паствы,
епископ определил новую проблему – здание должно было обрести новую, не
церковную функцию. Строительство велось теперь силами гражданской организации,
созданной на смену приходской, его финансировали частные фонды, французские и
зарубежные. На местном уровне поддержку проекта взяли на себя как верующие, так
и атеисты. Строительство снова приостановилось в 1978 г. по причине банкротства
организации, ответственной за строительство. Церковь к тому моменту была
построена на две трети.
В 1983 г. муниципалитет решил наконец построить спортивный зал
напротив церкви, в сердце Гражданского центра, угрожая тем самым нарушить
целостность авторской идеи Корбюзье. Областное управление по делам культуры
отреагировало решительно, прибегнув к исследованию места как охранной зоны
архитектурного и градостроительного наследия, что воспрепятствовало реализации
данного проекта. Некоторые жители Фирмини тоже энергично восстали против
новостроек: население «жилой единицы», в частности, сформировало в 80-е годы
настоящую группу давления, убежденную в уникальных качествах наследия Ле
Корбюзье. Включение возведенных частей церкви в дополнительный список
исторических памятников в 1984 г. спасло ее от угрозы соседства со спортзалом.
Сразу после этого и «жилая единица» была внесена в тот же перечень, что не
уберегло здание от закрытия половины его квартир службой муниципального жилья.
«Жилая единица» по проекту Ле Корбюзье на границе Фирмини-Вер,
1965-1967
Таким образом, начало процесса признания построек Корбюзье как
культурного наследия разворачивалось в Фирмини в 1984 г. Отнюдь не в безмятежной
обстановке изучения творчества мастера, но в обстановке противодействия
планируемым посягательствам на уникальность Гражданского центра и пренебрежения
по отношению к «жилой единице». Дом культуры и стадион были классифицированы как
исторические памятники в 1984 г. В 1993 г. фасады, сваи и крыша-терраса «жилой
единицы» также были признаны историческими памятниками.
Поперечный разрез и развертка фасада
Недостроенная церковь и запустение «жилой единицы»
провоцировали все новые конфликты. За тридцать лет наследие стало в Фирмини
почвой для полемики. Проект устройства в стенах «жилой единицы» филиала
архитектурной школы Сент-Этьен в Фирмини вновь оживил споры. Этот проект не был
одобрен дирекцией школы.
Жилые кварталы города Фирмини-Вер, Гражданский центр, «Жилая
единица» – вид с птичьего полета
С 2001 г. наследие стало одним из главных стержней политики
развития города. Покровительственная в отношении памятников политика, проводимая
новым муниципалитетом, возглавляемым Дино Синьери, выражается прежде всего в
обновлении инструментария политики урбанизма. Было произведено исследование
квартала Зеленый Фирмини, его градостроительный ансамбль был признан «наследием
XX века» (2002), также был пересмотрен местный градостроительный план. Вопросы
развития и пополнения сетей также решены – с устройством многофункционального
центра и новой схемы движения, обеспечивающей лучшую циркуляцию в центре города
и лучшее сообщение с окружающими территориями (электрификация сети железных
дорог, соединение разных видов транспорта, навигация в городе, пешеходные
переходы и т. д). Было предпринято полное
восстановление «жилой единицы». В судьбе церкви Сен-Пьер наступил
переломный момент. Завершение строительства было доверено
Жозе Убрери, бывшему сотруднику Ле Корбюзье, который стал ГАПом,
бок о бок с главным архитектором исторических памятников.
Жозе Убрери начинал чертежником в мастерской Корбюзье на Рю
де Севр и был тогда занят как раз
на этом проекте. Сегодня завершение строительства здания идет под
патронажем общины агломерации Сент-Этьен Метрополь в качестве
подрядчика, возглавляемой Мишелем Тиольером, мэром-сенатором
Сент-Этьена. Церковь будет функционировать как филиал музея
современного искусства Сент-Этьена. Изменение первоначальной
функции соответствует концепции пространства, задуманной Ле Корбюзье, и входит в резонанс
с историческим контекстом строительства церквей и мест культа
в 50-е и 60-е гг. Эта эпоха стала временем обновления сакрального искусства и
архитектуры. Вкладчики из числа духовенства в то время смирились с тем фактом,
что многие художники и архитекторы были атеистами, и обращались к ним, чтобы
вновь сделать места культа зданиями высокого художественного качества.
Предназначение церкви как места, посвященного искусству, также явилось знаком
приверженности духу эпохи. В этом контексте действия властей Фирмини,
опирающихся на научный совет, затрагивают все аспекты наследия, включая архивную
составляющую. Предусмотрено устройство центра документации и архивов. Действуя
сразу на местном и международном уровне, город решил выдвинуть свою кандидатуру
для внесения в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Город Фирмини работал с 2002 г.
над введением правовых норм, которые защищали бы не только сами памятники, но
также внутригородские линии, направления путей. Созданные в 1983 г. охранные
зоны архитектурного, городского и ландшафтного наследия (Zones de Protection du
Patrimoine Architectural, urbain et Paysager – ZPPAuP) позволяют организовать
уровни защиты значимых элементов окружения памятников. Сейчас, когда работа
завершена, хранение делает ставку главным образом на раскрытие ценности
памятников. Таким образом, мы присутствуем при революции в стратегии принятия
наследия современности во Франции.
Иван Метто (хранитель наследия города
Фирмини), Северин Тимоне.
Опубликовано полностью в La Revue DO.CO.MO.MO France, 2004
вверх
|
|
|