приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Художественный дневник
01.02.2002-01.05.2002

Григорий Ревзин
Россия и Запад: Век Посещения
IV-MMII - 28.09.2002

Главным же козырем мистического любовника были его связи с заграницей. Собственно, предлагая возлюбленной свои дары и доказывая их преимущества по сравнению с дарами Юрия Лужкова, мистический любовник все время таскал картинки из зарубежных журналов и говорил: «Видишь, вот, у меня все как в Финляндии, как в Голландии, как в Швейцарии, а не так, как у этого мужлана и деревенщины». И как раз это сходство в несколько затуманенном воображении мистического любовника и виделось ему главным ресурсом реализации стратегии прославления России, ибо, как только, скажем, финны увидят, что у нас все как у них, так сразу и начнут у нас все копировать и на нас восхищаться.

Такова, повторю, была ситуация до развода мистической невесты с Ю.М. После же открылась вся тяжесть реальной ситуации. Потому что для чего же, скажем, тем же финнам нас копировать и восславлять, когда это мы их копируем и восславляем? Мистический любовник запаниковал. Квинтэссенцией этой паники оказался визит десяти русских архитекторов в Лондон на выставку в Королевский институт британских архитекторов.

Такой представительной и одновременно странной по программе выставки российская архитектура не производила из себя давно. Называлась выставка «Время перемен». Многие гадали, какие перемены имеются в виду, но совершенно несомненно, что, поскольку собиралась выставка из экспозиции Арх-Москва 2001, то имелись в виду перемены самого последнего времени, когда неомодернисты победили. В Лондоне были экспозиции Александра Скокана и Сергея Киселева, Владимира Плоткина и Николая Лызлова, Александра Асадова и Тимура Башкаева и даже любимого моего автора Михаила Филиппова, стоящего в этой истории несколько особняком. Можно смело сказать, что как ни верти, а лучших архитекторов сейчас в России нет.

Открывалась вся эта выставка концептуальным планшетом Евгения Асса «Уроки Леонидова». Заметим, что Евгений Асс по своей известности и авторитету вполне мог бы выставить и собственную архитектуру, однако ж, будучи до некоторой степени предводителем мистического любовника в глухие года мистического брака России с Лужковым, предпочел тщеславному показу собственных работ констатацию горькой истины. «Российская архитектура переживает эпоху перемен, – написал он на своем планшете, отчасти заменившем знамя выставки. – Очень важно сегодня выбрать верный путь. К сожалению, за годы тоталитарного контроля мы утратили творческую отвагу. Сегодняшнюю русскую архитектуру трудно назвать яркой и оригинальной».

То есть программа выставки оказывалась такой: у нас тут перемены, вот наши лучшие архитекторы, и посмотрите, до какой степени у нас нет ничего яркого и оригинального. «Помогите!» на знамени написано не было. Но тут и так все ясно. Мистический любовник, когда, казалось бы, уж все было к тому, чтобы превратиться в мужа, закатил отчаянную истерику, запричитал, «Как ты могла! Как я мог!» – отказался целоваться, убежал за границу и там объявил себя импотентом. И потребовал сильнодействующих препаратов для правильного выбора пути.

Как на такое должна реагировать мистическая невеста? Перед ней открылась нелицеприятная истина – мистический любовник мог нормально существовать лишь в режиме искусственного карантина, навязанного мистическим супругом. Он был как-то не сам собой, а заменой иностранца, которого к ней не впускали (пользуясь выражением философа Бодрийяра, который тоже почему-то приезжал, – симулякром). Но как только этот режим окончился, стало ясно, что ничего хорошего от отношений с любовником, симулякром и импотентом, ждать нельзя. Что же остается? Нужно срочно переориентироваться на иностранцев.

Что же, теперь ясно, зачем они сюда ездят – женихаются. Их можно понять – не ответить на такой призыв было бы странно. Тут, кроме того, необходимо учесть еще два обстоятельства. Ситуация отчасти напоминает ранние девяностые, когда вдруг сюда решили приехать все вокально-инструментальные ансамбли, прославившиеся в 70–80-е гг., – Scorpions, Deep Purple, Modern Talking. Статус этих ВИА отчасти напоминает наших архитектурных гостей – их слава так же грандиозна, как и почтенна по времени. Известность к ним пришла не вчера, по возрасту и Колхаас, и Либескинд в сущности – дети войны, а Ренцо Пьяно мог бы быть и ветераном ВОВ, хотя, кажется, был тружеником тыла. По статусу (скажем, в классификации газеты «Mond») они давно перешли из разряда «модных архитекторов» в разряд «классиков». Нельзя сказать, что бы они всю жизнь ждали зова из России, но в силу возраста их отношения с ней могут оказаться если не последним высоким светлым чувством, то последним легким флиртом с экзотической девушкой.

В таких вещах, кстати, очень важно фоновое знание. Единственное, что знают о России все наши разнообразные гости, – то, что здесь был Malevitch. Все они испытали глубокое влияние Malevitch, и все чувствуют себя продолжателями его традиций, в терминах родственных – побочными детьми или племянниками. В мистических браках такое дело очень важно – с одной стороны, и жених не чужой, с другой – когда брачуешься, приятно думать, что родственники со стороны жены не имеют ничего против.

Итак, вроде бы стороны готовы и согласны. И что же? Мы, так сказать, подготовились к мистическому браку, они обедать ездиют, а толку никакого.

Попробуем разобраться опять же на фактах. Эрика Мосса заставили сделать проект, а потом обозвали сексуальным маньяком и отправили домой. Ренцо Пьяно сразу поинтересовался у знакомых русских журналистов: «Кинут?» – получил утвердительный ответ и уехал. По свидетельству очевидцев, Карим Рашид у нас отчаянно расхворался, прямо чуть не помер. Рем Колхаас и Даниэль Либескинд вообще не оставили по себе следов.

Западники всегда уверяли нас, что от контактов с Западом должно произойти что-то хорошее. Славянофилы, напротив, говорили, что ничего не произойдет в силу происхождения нашей цивилизации от древнегреческой, устроенной на совсем других основаниях, чем проклятое латинство. Но, заметьте, и те и другие, и западники и славянофилы, были русскими людьми. Как показывает анализ текущего художественного момента, правы были и те, и другие.

Связь с Древней Грецией позволяет нам смело сопоставить ситуацию России с тем, что случилось с Пенелопой, когда Одиссей слишком увлекся плаванием. Дом его полностью заселили женихи, которые пели, пировали и домогались. В нашем случае они пируют и читают лекции, что не делает существенной разницы. Вопрос в том, что дальше.

Все это происходило до тех пор, пока не вернулся Одиссей, который надавал им по шеям. Так что, скорее всего, никакого брака не будет и никакого результата из этой езды не получится. Но это не значит, что западники неправы, контакт с Западом полон прекрасных перспектив. С того момента, когда Одиссей надавал женихам по морде, началась великая древнегреческая цивилизация. 

Так что в ближайшее время женихам надают по морде – с лицом Мосса это уже отчасти произошло. Ренцо Пьяно оказался самым мудрым из женихов – естественно, кинут, да еще как. Но именно это откроет будущее перед российской архитектурой. Остается только понять, кто Одиссей.

<<вернуться

вверх

 Архив

   

28.09.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Россия и Запад: Век Посещения

   

 Архив раздела

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна