приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Художественный дневник
01.02.2001-01.05.2001

Григорий Ревзин
Конец еще одной прекрасной эпохи
I-MMI - 29.10.2001

С архитектурой произошли большие трансформации, и она из посева разумного, доброго и вечного превратилась в посев разумного, доброго и недолговременного. Живет она сезонами. Зимой в суровую стужу наши модные журналы разумно объявили, что настала эпоха минимализма. Это, заметим, оказало сокрушительное воздействие на мировую общественность – под нашим натиском владельцы далеких от минимализма отелей Hyatt вынуждены были дать Притцкеровскую премию Херцогу и Де Мерону как самым минимальным из возможного. Но держатели гостиниц запоздали в стремлении прогнуться под изменчивый мир. Они со своей премией поспели к весне, а с первыми весенними лучами журналы уже объявили, что эпоха минимализма закончилась, и впереди цветение классики. Полностью присоединяясь к этому радостному прогнозу, выражаем опасение, что при таком темпе событий она отцветет уже к осени. Пора сбора плодов заставит провозгласить эпоху неоэтнического интерьера, возрождающего далекие и ныне забытые традиции прошлого сентября.

Архитектор с его художественным чутьем в этой ситуации уподобляется некоему прибору для измерения погоды – скажем, флюгеру. Столь скоротечной смены художественных эпох не упомнят старожилы, в истории же это сравнимо лишь с эпохой Ста дней Наполеона. В этой ситуации взор невольно начинает искать чего-то более долговечного и достойного, чем архитектура. И сразу же находит.

Это завершение лужковской эпохи, которую в рассуждении того, как теперь быстро протекают эпохи, правильнее даже назвать периодом. Например, вот был мезозой, палеозой, или, что в данном случае даже больше подходит, юрский период. Так вот, это величественнейшее образование заканчивается.

Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что Юрий Лужков, не дай Бог, в обозримом будущем закончит свои труды на посту мэра. И даже не хочу сказать, что в Москве перестали строить. Напротив того, строят все лучше и лучше. Это даже удивительно, какого высочайшего качества достигла проектная мысль. Например, на конкурсе "Золотое сечение" сравнительно лучшим (окончательно лучшими они станут через год, когда подведут итоги конкурса) был признан практически каждый третий из поданных объектов. И совершенно то же произошло на конкурсе реставрации – там даже чаще, самым лучшим стал 50 каждый второй объект. Но что-то изменилось. Лопнула, знаете, какая-то пружина оптимизма и бодрости, все идет само по себе и лишено истинно московского духа. Причем эта прискорбнейшая тенденция коснулась только архитектуры. Например, театральные критики рассказывают нам, что венцом происходящей сейчас театральной Олимпиады будет парад клоунов, в котором мэр примет участие, а по Москве-реке поплывет "корабль дураков" с известнейшими политиками на борту. А один клоун планирует представление в виде "взрыва бочки с дерьмом в государственной Думе". Вот это по-нашему, бодро. А с архитектурой что-то не так. Мэр увлекся высоким искусством лицедейства и клоунады, а архитектура осталась без водительства и руководства.

Вот, скажем, эти победители конкурсов – и "сечения" и реставрации – понятно, что истинные шедевры, но без присутствия московского духа на неподготовленного человека производят впечатление даже какой-то рутины. И думаешь: что произошло, куда делось? Ведь вот недавно еще в московской архитектуре было такое, по сравнению с чем эта бочка с дерьмом – детские ландыши. И я вам скажу, куда делось. В Петербург.

Что там творится! Там соединились ожидания 2003 года и происхождение нашего президента из их города. И смотрите. Финляндия отреставрирует к юбилею Финскую церковь. Французы к 300-летнему юбилею подсветят все здания, построенные в Питере французскими архитекторами. Это, между прочим, чуть не полгорода – а как же наш московский опыт? Они, значит, будут подсвечены как Елисейские поля, а мы вот этими совочками с лампочками, которые прикрепила к московским домам фирма "Светотехника".

Рассмотрен ход ремонта Московских триумфальных ворот архитектора Стасова, у которых течет кровля, а в их, как отметил в своем докладе глава ТУ Московского района г-н Кондаков, "основание неоднократно врезались автомобили". Больше такого не будет. Реставрируют Биржу, фасады которой, как поэтично отмечают петербургские журналисты, "в пасмурную и влажную погоду уже ничем не напоминают белоснежный айсберг, а больше похожи на кучу серо-коричневого полуистаившего снега мартовским днем". Трудно, кстати, сказать, почему снег у них коричневый, невольно думаешь, что и с этой бочкой они нас опередили. Реставрируют Адмиралтейство (причем тут речь идет о "металлодекоре", под чем, вполне возможно, понимаются статуи), а на очереди -- Смольный собор. Проводится конкурс на реставрацию здания Воронцовского дворца и на реставрацию фасадов здания больницы Марии Магдалины на 1-й линии Васильевского острова. Круглый двор Академии Художеств уже вовсю мостит фирма "Керамос". Начались предпроектные работы по восстановлению снесенного в начале 60-х храма Спаса на Сенной. Перед Михайловским замком создают площадь Петра Великого, причем заново отрывают засыпанный Воскресенский канал и заново строят утерянный Воскресенский мост через этот канал. Кроме этого, господин Гергиев реконструирует Мариинский театр, и, по неофициальным данным, договорился с президентом о том, чтобы перестроить "Новую Голландию" под что-то такое оперно-балетное.

И вообще, с московской точки зрения, дело дрянь. Уже принято решение отреставрировать Константиновский (то есть Стрельнинский) дворец, чтобы там была резиденция президента, и он, наверное, переедет туда жить. По словам управляющего делами президента г-на Кожина, этот дворец будет функционировать аналогично Кремлю, где работает глава государства и "куда любой желающий может зайти, погулять и посмотреть". А кто тогда, спрашивается, пойдет погулять и посмотреть наш Кремль? На что глядеть-то?

Это ужасно. Одна надежда на прижимистость бизнесменов, которые, как утверждает газета "Ведомости", не понимают, зачем им нужно платить 115 млн. фунтов стерлингов за эту реставрацию. "Если правительство хочет заинтересовать бизнесменов в реконструкции дворца, оно должно показать нам реальные плюсы от участия в этом проекте. – сказал "Ведомостям" анонимный бизнесмен. – Честно говоря, нам эта реконструкция нужна, как козе баян". Вообще-то газета "Ведомости" редко оценивает события в фунтах стерлингов, так что, наверное, управление делами президента сменило швейцарских партнеров на британских. Но не суть, в чем платить, важно, откуда деньги брать. Выделяются некие недостаточные суммы из бюджета, начинаются работы, потом бизнесменов мягко уговаривают помочь родному городу президента. Это же совершеннейшее московское ноу-хау. Именно так и происходил весь московский строительный бум. А теперь у нас украли нашу технологию, и она к нам уже как бы и не имеет отношения. И главное, что обидно? Украли не только всю технологию, но и даже и поверхностный смысл ее. Не только глубинный коммерческий замысел, что власть есть самый главный строительный бизнесмен, поскольку разводит всех других бизнесменов – это само собой разумеется, что такое украдут, иначе зачем огород городить. Но даже и совершеннейшую финтифлюшку, фиговый листок – ауру всего мероприятия тоже украли. Потому что все это делается к юбилею их города. Это, кстати сказать, и несолидно – наше почтенное московское 850-летие подменять их жалким 300-летием. Мальчишество какое-то. Но это не просто обидно – это меняет базис. Из Москвы ушло нечто большее, чем московский дух. Из Москвы уходит большое государственное строительство, когда государство близко сращивается с бизнес-структурами и за счет этого расцветает сильный и мощный проектно-строительный комплекс. Чем смогла ответить на все на это Москва?  

далее>>

вверх

 Архив

   

29.10.2001 I-MMI
Григорий Ревзин
Конец еще одной прекрасной эпохи

   

 Архив раздела

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна