приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Художественный дневник 15.01.2007-15.04.2007

Григорий Ревзин
Чугас – бриллиант Югры
XXI-MMVII - 01.06.2007

Лорд Фостер строит башню «Россия» в Сити. Как он честно признается, «раньше таких зданий я никогда не строил». Возможно, это будет самое высокое здание в Европе. То есть высота здания пока не вполне ясна его автору, чему есть объективные причины, о чем дальше. Но какая бы она ни была, лорд считает, что это будет поворотным пунктом в развитии Москвы.

Лорд Фостер строит квартал на месте гостиницы «Россия» в Зарядье. Обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Ник Урусов хотя и переживает по поводу постмодернизма на фасадах возводимых там зданий, однако же все равно считает, что это будет поворотным пунктом в развитии центра города. В 70-е годы, студентом, он останавливался в гостинице «Россия», и там были тараканы, а теперь их не будет. Обозреватель газеты «Архитектор» Александр Раппапорт считает, что мы еще пожалеем о гостинице «Россия», и, возможно, ее даже восстановим, после того как там все выстроит лорд Фостер. Так или иначе, дело идет вовсю.

Лорд Фостер собирается обустроить Нагатинскую пойму. Там будет целый город с не вполне пока определенной программой. Как бы это будет такой шоппинг-молл, что за один день его не обойдешь, а если обойдешь, то не вдумчиво и очень устанешь. Поэтому это будет шоппинг-молл с гостиницами, чтобы растянуть шоппинг на несколько дней, и будут еще разные развлечения – кино, театр, ну и т.д. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, из этого города можно будет даже никогда и не выходить. Он же считает, что многие гости столицы нуждаются в таком объекте, потому что как раз приезжают в Москву, чтобы никуда не выходить из шоппинг-моллов.

Лорда Фостера позвали в команду, которая делает Остров у Кремля. Это таинственный пока проект «Гута-девелопмент», там, говорят, будут лофты, и, говорят, умопомрачительные. Лорд Фостер перестраивает Новую Голландию в Петербурге. От этого проекта все в таком восторге, что даже ни у кого никаких замечаний. Считается, что когда он будет реализован, это будет поворотным пунктом в отношениях к архитектурному наследию в России.

Лорд Фостер сносит универмаг «Фрунзенский» в Петербурге. Прекрасное здание, замечательный памятник постконструктивизма, жалко до слез. Но то, что построит вместо него лорд Фостер, настолько небесно-прекрасно, что решено слезы не лить, а ждать чуда. Ждем.

Лорд Фостер строит музыкальный и вообще многофункциональный центр для Владикавказа. Этот центр будет иметь общекавказское значение. В городе родился Валерий Гергиев, и ему давно хотелось сделать родине приятное, но он никак не мог найти кого-нибудь, кто, с одной стороны, отвечает высоким культурным запросам маэстро, а с другой – готов строить в Осетии. А Фостер – нашелся.

Лорд Фостер строит 56-этажный небоскреб в Ханты-Мансийске. Этот небольшой город с пятиэтажной застройкой, расположенный среди неброской и бескрайней ханты-мансийской природы, задыхается без небоскреба. Но не задохнется. Лорд поможет.

Ребята, слушайте, а как же мы раньше жили без лорда? Прямо такое ощущение, что раньше у нас был какой-то вместо него суррогат, подделка, изготавливаемая пиратским способом, а вот теперь все исправилось, и никто даже не может понять, как это мы без него обходились. Ну, что-то вроде того, как вот при Брежневе была пепси-кола, а коки не было, ну а потом наступила свобода, и все исправилось. Но вопрос – что же было его суррогатом? Что заменил Фостер?

Как-то это не находится. Нет, конечно, можно сказать, что лорд Фостер заменил собой Михаила Посохина. Корнелий Тацит, описывая выбор супруги императора Августа, подчеркивал, что Ливия была матроной испытанной плодовитости (у нее были дети в предыдущих браках), чем выигрывала у других, про которых было неизвестно, каковы они в этом смысле. Вот и Михаила Посохина с лордом Фостером роднит между собой то, что оба они – люди испытанной плодовитости. Но на этом их сходство заканчивается. Я не знаю почему, но мне кажется, что Михаил Посохин взялся бы за строительство небоскреба в Ханты-Мансийске в каком-то крайне исключительном случае.

Да и творчески они мало похожи, хотя, конечно, нельзя не заметить влияния, которое оказал на Фостера Михаил Посохин в проекте реконструкции «Зарядья». Но хотя это влияние глубокое, оно единичное. Если брать работы Фостера в целом, то скорее можно было бы предположить, что он заменил собой отечественных мастеров модернистской направленности, – я имею в виду наших молодцов и героев, вы сами знаете каких. В определенном смысле их отношения к Фостеру можно представить себе как отношения пепси- и кока-колы, хотя, конечно, здесь все гораздо глубже, тоньше и многозначнее.

Я, кстати, хочу сказать, что конфигурация архитектурной жизни полностью изменилась, и теперь она совсем другая, чем была еще каких-нибудь пять лет назад. Пять лет назад Александр Асадов, Евгений Асс, Алексей Бавыкин, Борис Левянт, Николай Лызлов, Владимир Плоткин, Александр Скокан, Сергей Скуратов, Михаил Хазанов и примкнувшие к ним из молодежной группы Юрий Григорян, Андрей Савин и Михаил Лабазов были как бы оппозиционными молодцами и героями, чей бодрый талант был несколько задвинут тем же Михаилом Посохиным. Не то сегодня. Сегодня они даже не успевают спроектировать всего, чего от них хотят наши бойкие инвесторы, хотя они стали главами больших творческих коллективов, то есть существенно повысили производительность своего творческого труда. Назвать их фигурами оппозиционными нельзя ни в коей мере, и даже напротив того, не совсем понятно, что же тогда официальная архитектура 2000-х гг., если не их творчество.

Да, так вот, можно было бы подумать, что он их заменил. Но в таком случае среди них должна была бы быть какая-то реакция, возможно, даже негативного плана. И тут ведь нужно учитывать, что лорд Фостер – он самый главный иностранный архитектор, своего рода генерал иностранного легиона, а есть ведь и другие его воины. Есть Эрик ван Эгерат, своего рода разведчик, которого запускали и в Сити, и в Ханты-Мансийск поперек батьки Фостера для проверки, и он и на Острове тоже строить собирается, и в Сургуте тропические сады с элементами банного комплекса. А любовь всего прогрессивного человечества Заха Хадид? В последнее время ее изысканно-великолепный офисно-деловой комплекс на Шарикоподшипниковской улице как-то сдулся, зато надулся небесно-прекрасный и опять же офисно-деловой с элементами выставочного комплекс в Сити. А между прочим, есть еще и Кишо Курокава, который разрушил наш стадион имени Кирова и собирается строить на его месте свой, с воспоминаниями о предшественнике. Что-то последнее время не слышно великого Колхаса, все он на радость своему соотечественнику Эгерату прошляпил – и Эрмитаж не потянул, и жилье в Москве не пошло, но ведь это вероятно, временно, правда? Такой своего не упустит. Но пока его нет, концерн «Крост» воскресил вместо него Риккардо Боффила, про которого все думали, что он уже в истории архитектуры. А вот нате вам – обратно возродился. И это еще совсем не все. Взять хоть сладкую парочку Энбебеже (NBBJ) и Эрмежеме (RMJM), застраивающую Москву и Петербург объектами, про которые если не знать, что они сделаны не лордом Фостером, то никогда не подумаешь, что это не он.

Я это все перечисляю, только чтобы обозначить, что у всех наших молодцов и героев сложившаяся ситуация могла бы вызвать какую-то озабоченность. В конце концов, как-то так получилось, что великих русских архитекторов практически ровно столько же, сколько и набежавших западных звезд – примерно десять человек. И если так будет продолжаться, то ведомое лордом Фостером воинство может вообще вытеснить всех русских на обочину истории.

Определенные черты беспокойства действительно присутствуют, однако несколько косвенные. Мне кажется, что именно так следует трактовать скачкообразное увеличение в последнее время числа архитектурных премий. Раньше у нас было все более или менее ясно, были «Дедал», «Золотое сечение» в качестве главных блюд и дипломы Арх-Москвы и фестиваля «Под крышей дома» на закуску. Ну еще был «Архип», но это для комнатных архитекторов. И вот буквально за год добавились Arch-Awards, премия Чернихова, «Качественная архитектура», и плюс к тому «Золотое сечение» ушло от того, чтобы делить всех на номинантов и победителей и вместо этого выясняет лучших номинантов по версии профессионального жюри, жюри прессы, голосования в Интернете, всех их называет «дипломантами» и дает диплом. Есть еще, между прочим, Real Estate Awards. Ну и под венец всего этого Николай Малинин учредил свою собственную премию «Дом года» на своем прекрасном сайте www.drumsk.ru. Итого получается 11 профессиональных наград в год. Надо сказать, такого количества профессиональных наград нет ни у одного из творческих отрядов российских деятелей искусств, даже буйные литераторы за год раздают всего семь, а у нас – 11, да еще в некоторых бывает по 20-30 номинаций!

Качество самих премий, признаться, от этого несколько страдает. Автор настоящей правдивой хроники случайно зашел в апреле месяце в Союз архитекторов и обнаружил там на втором этаже в коридоре выставку «Золотое сечение», хотя тетя-смотрительница на входе уверяла, что ее там нет. В каком-то смысле она была права, потому что выставки как таковой, конечно, не было, но и не права, потому что все материалы для нее были. Не имелось, так сказать, качества выставленности, не хватало какой-то публичности. Работы висели в темных коридорах друг напротив друга, как в детстве в поликлинике висели плакаты «Что находится в здоровом теле» и «Бациллоносители – люди интересной судьбы», которые можно было рассматривать, пока стоишь в очереди к врачу. Однако, увы, председатель Московского союза Виктор Логвинов по степени своей востребованности не в состоянии конкурировать даже с «ухогорлоносом», не говоря уж о терапевте – очереди к нему не было никакой, и вообще в коридорах Союза кроме меня в момент осмотра выставки никого не было. Выставочное дело теперь вроде бы несколько упростилось, посетители не предусмотрены – просто готовятся подрамники, их заносят в коридор Союза, потом всем раздают дипломы, потом подрамники развозят по мастерским.

Я бы, кстати, посоветовал гг. архитекторам поменять места дислокации своих новаторских выставочных ноу-хау. Если уж проводить выставки в коридорах, то тогда в Москомархитектуре, где в некоторые кабинеты очереди как в упомянутой поликлинике – к терапевту, а по утрам – как на сдачу анализов. Вот тут бы и вывешивать искрометные подрамники. Но нет, в Москомархитектуре проходит свой фестиваль, «Под крышей дома». Проходит тоже в крайне мало приспособленных для этого помещениях – залах Макета и Совета, коридоре между ними, и еще часть экспозиции, которая не влезла – в комнате 206 (что уже просто черт-те что). Но увы – это неприспособленные помещения временного действия. Тут, конечно, собирается и общественный совет, и профессиональный совет, и рабочая группа, и консультативное собрание, и совет архитектурных пенсионеров и инвалидов, но члены всех этих уважаемых институций не сидят там постоянно. Они приходящие, и когда там проходит выставка, они как раз не ходят. Теряется весь эффект.

Я на что намекаю? Если бы выставка проходила на 4 этаже Москомархитектуры, около кабинета Александра Кузьмина, то выглядела бы она так же ужасно, как и в залах Макета и Совета, но зато была бы гарантия, что и сам он, и многие его посетители на выставленное натолкнутся. Мне кажется, что Виктор Логвинов вполне мог бы договориться о переносе «Золотого сечения» из своего коридора в коридор Александра Кузьмина. А взамен «Под крышей дома» можно было бы определить в подвал Союза. Я даже больше бы предложил. Смотрите, что получается. Более или менее качественных известных архитектурных мастерских и архитекторов, сражающихся за эти 11 премий всего-то в Москве 20-30 человек. Ну хорошо, ну добавьте сюда еще 20 мастерских из всех Моспроектов – ну 50. Все равно получается, что господа архитекторы вынуждены готовить подрамники по три-четыре раза в год, чтобы как-то покрыть это премиальное хозяйство. Это весьма накладно и совершенно бессмысленно. Я предлагаю – сделать одну постоянную экспозицию в коридорах вокруг кабинета Александра Кузьмина, и на основе этой экспозиции проводить различное премирование. Например, сегодня проводим «Золотое сечение», победил Хазанов, даем ему диплом (он может его забрать между делом, заходя к Кузьмину по другим делам), завтра на той же экспозиции проводится «Качественная архитектура», победил опять Хазанов, еще один диплом, и так далее. Никакой мороки, дипломы можно тут же печатать на принтере у секретаря, и главное – какая экономия на подрамниках, и какое увеличение интереса к творчеству! Иногда авторам приходится ждать Александра Викторовича долго – глядишь и изучат коллег. Опять же и он бы тоже был в курсе. Прямо мог бы выходить из кабинета, и командовать – мол, протрите подрамник такого-то, он сегодня получил диплом «Переходящий красный кирпич».

Но это так, рацпредложения в сторону. Главный ведь вопрос – зачем? Зачем пусть даже 50 архитекторам 11 профессиональных премий в год? И ведь они еще интригуют, как бы получить побольше наградок и дипломчиков. Взять хоть эпопею упомянутого Николая Малинина с этим «Домом года». Он сначала предложил простое интернет-голосование – заходишь на сайт и голосуешь.

Прошло всего несколько дней, и бизнес-центр «Эрмитаж-плаза» Сергея Киселева стал стремительно набирать голоса и вышел на третье место, при том, что первое место занимал жилой дом «Авангард» в Черемушках того же Сергея Киселева. Программисты Николая Малинина распознали, что имело место голосование «роботом». Кто бы мог заподозрить, что человек, похожий на Сергея Киселева, поставит робота-голосователя, чтобы одна его работа перегнала другую? Неужели ему так важно, чтобы его заслуженная слава непревзойденного проектировщика офисной недвижимости перекрыла его не менее заслуженную репутацию мастера недвижимости жилой?

Введенная же защита против робота привела к совсем уж поразительному результату. Киселев ушел с первого места, а туда выдвинулся бизнес-центр «Аврора-II» Михаила Леонова. Голосовать уже можно было только вручную, и за «Аврору» подали больше голосов. Но, как выяснили программисты Николая Малинина, все голоса были поданы с одного IP-адреса. Ну, можно было предположить, что Михаилу Леонову так важна эта награда, что он триста раз вручную голосует за свой объект, каждый раз заново входя и регистрируясь в системе? Сотни заказов, застроил все Замоскворечье, и вот. Чисто дети, ей-богу.

11 премий по архитектуре в год, я думаю, это особый случай звездной болезни. Тут ведь чисто физически трудно чем-нибудь в течение года не наградиться. И получается, что к кому ни придешь из архитекторов в мастерскую, там прямо все стенки в дипломах. Символически это очень защищает. Потому что вот архитектор Алексей Бавыкин. Он получил «Золотое сечение», и теперь у него есть золотой кирпич с изображением улитки. Или вот Дмитрий Александров – он получил премию «Золотой мастерок». И теперь у него есть золотой мастерок. А у Фостера ни кирпича, ни мастерка. Почувствуйте разницу.

Это защита, но, согласитесь, какая-то детская. Разве ж этим мастерком от Фостера отмахаешься? Я так думаю, что если бы опасность от лорда исходила сколько-нибудь серьезная, с ним бы боролись более эффективными способами. И это вновь возвращает нас к вопросу о том, что же это он такое делает и кого он, собственно, заменил. Тут надо заметить, что все проекты Фостер делает по заказу Шалвы Павловича Чигиринского. Это очень известный бизнесмен, и надо сказать, его инвестиционно-девелоперское поведение отличается некоторой двойственностью. С одной стороны, существует его компания СТ-Груп, сегодня – аккуратная, рачительная структура, построила больше 15 объектов в Москве, в основном площадью до 10 тысяч метров. У нее сравнительно негромкая, но в целом весьма удачная история. С другой – есть проекты Шалвы Павловича Чигиринского, которые исполняет не СТ-Груп, а специально созданные под конкретный проект компании. Таков был снос гостиницы «Москва», таков же снос гостиницы «Россия». У этих проектов есть характерные черты – во-первых, гигантский масштаб, во-вторых, прямая заинтересованность в них городских властей, в-третьих, то, что Шалва Павлович, побыв там некоторое время, как-то оттуда исчезает. В своих правдивых хрониках я уже описывал историю гостиницы «Москва», но ведь, согласитесь, с «Россией» вышло даже как-то масштабнее. Он снес эту гостиницу, все, ее нет, но при этом Верховный суд РФ признал незаконными итоги инвестиционного конкурса, по которым она снесена. Теперь лорд Фостер разрабатывает проект, и даже внешне все дело идет как бы и к стройке, но при этом должен объявляться новый конкурс на снос гостиницы, которой уже нет, и новый инвестиционный конкурс. Работа прямо вовсю кипит, но совершенно незаконно, и в общем-то несложно предположить, чем все это дело кончится.

Так вот, Шалва Павлович выиграл конкурс и на строительство Новой Голландии, и опять же была прямо бешеная работа по проекту, лорд Фостер проявил тут чудеса мастерства, скундепав концепцию чуть ли не за три дня – так все спешили. При этом там соотношение инвестиционных площадей и обременения приблизительно пятьдесят на пятьдесят, а то и того хуже, что по любому раскладу в нашем девелоперском бизнесе считается совершенно неприемлемой схемой. Прямо поразительно, что Чигиринский за нее берется. Не менее изыскан проект небоскреба в Ханты-Мансийске. По сообщениям агентства REGIONS.RU, «многофункциональный 56-этажный небоскреб-кристалл на вершине Самаровского чугаса, высотой 280 метров с комплексом зданий под стеклянной крышей общей площадью 161 тыс. кв.м, по замыслу создателя должен стать ярким символом Югры. Шалва Чигиринский рассказал, как в ходе разработки темы они пришли к идее “бриллиантового кристалла”, не только символизирующего округ, но и являющегося прекрасным ориентиром для пролетающих над Ханты-Мансийском самолётов». В Ханты-Мансийске 100 тысяч жителей, треть проживают там вахтовым методом, так что иного смысла у небоскреба, кроме как быть ориентиром для пролетающих мимо самолетов, у этой постройки не просматривается. А им действительно трудно сразу опознать самаровский чугас посреди Югры, потому что не все знают, как это выглядит.

Рискну высказать одно предположение. У нас сейчас такой период, что Юрию Лужкову необходимо переутвердиться на шестой срок правления в городе, а это предполагает некоторые переговоры с федеральными властями и даже, я бы сказал, некоторые жертвы со стороны московского строительного комплекса. И это должны быть такие жертвы, которые принимающая сторона была бы рада принять.

Время от времени и раньше на московском строительном рынке появлялись новые игроки, происходящие в основном из энергетической сферы. Их легко узнать по двум качествам – ничем не сдерживаемой финансовой фантазии и поверхностной осведомленности в современной архитектуре, сводящейся к тому, что из архитекторов они знают только одно имя – Фостер. В свое время и на другом историческом материале Герберт Уэллс охарактеризовал такой тип русских руководителей емким словосочетанием «кремлевский мечтальщик». Мне кажется, что люди, которым сейчас приходится приносить жертвы – они как раз такие. И московский стройкомплекс командировал договариваться с «кремлевскими мечтальщиками» самого лучшего из своих умельцев доводить дело до абсурда, человека, чьи способности московские власти могли оценить на своем собственном опыте. И пошло-поехало. Вам чего надо? Небоскреб? Отлично! В Ханты-Мансийске? Очень верное решение, действительно, именно в Ханты-Мансийске остро не хватает небоскреба! 30 этажей вас устроит, как в московских высотках? Нет? Пятьдесят шесть? Замечательно! Мой любимый размер! И чтобы сам Фостер проектировал? А вы знаете, пока мы говорили, он уже. Я очень удручен, что на страницы моей скромной хроники забрел такой значимый и в общем-то посторонний ей человек, как Шалва Павлович Чигиринский, человек, правдивый портрет которого не в состоянии создать ни одно перо, в том числе и мое.

Я уж его и так изгонял с этих страниц, и эдак, но боком он все равно прошелся, что, конечно, свидетельствует о его способностях. Единственной причиной тому является исследование вопроса о лорде Фостере и возглавляемом им иностранном легионе. Налицо парадокс – приходят, так сказать, гастарбайтеры, а местный пролетариат ни ухом ни рылом. Отчего ж? А оказывается, у гастарбайтеров – особый рынок. Многие недоумевают, как же так, иностранные звезды у нас пытаются работать уж лет пять, и много их, и еще никто ничего не построил. А оказывается – все сравнительно просто. Они не совсем по архитектурному делу. Они – отряд по оформлению русских мечт в варианте, не требующем реализации. Имеется некоторая потребность в рисовании воздушного замка, но так, чтобы этот замок выглядел респектабельно. Задача имеет простое решение – нужно, чтобы на проекте этого замка стояла подпись – «Фостер».

И что же, хочу спросить, теперь? Хорошо, выяснилось, что иностранный легион не страшный и занят своими делами, которые русский архитектор делать не будет. Но ведь мы же их любили, изучали, на них ориентировались, и что? Куда, так сказать, они теперь будут указывать нам дорогу? Чему учить? Можно ли чему-то учиться у этих, которые проектируют небоскребы в Ханты-Мансийске, Оперные театры на Кавказе и тропические сады в Сургуте? Даже думаешь, может они и раньше, до приезда в нашу страну, такую же чушь проектировали, просто мы не понимали?

Но зрелое размышление показывает, что все не так уж трагично. Я хотел бы обратить внимание на то, что в России, при всем сегодняшнем расцвете нашей архитектуры, один вид проектирования отсутствует начисто. Наши архитекторы перестали делать концептуальные проекты. То есть их можно понять, какие тут концепции, когда все горит, не успеваешь буквально хоть немножко подумать, а тут уже новые деньги несут. Но все же как-то жалко, потому что ходишь по архитекторам, спрашиваешь – нет ли у вас хотя бы какой-нибудь концептуальной почеркушки, и ни у кого ничего. У всех только офисно-делово-торгово-гостинично-выставочный комплекс с элементами жилья и подземной парковкой на три тысячи мест. А ведь был, помнится, такой специальный жанр, которым мы прославились во всем мире – русская архитектурная утопия. И что теперь?

А ничего страшного. Просто теперь мы изготовляем эту продукцию модным методом аутсорсинга. Русской архитектурной утопией занимаются у нас иностранцы.

вверх

 Архив

   

01.06.2007 XXI-MMVII
Григорий Ревзин
Чугас – бриллиант Югры

   

 Архив раздела

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна