приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Художественный дневник
01.02.2002-01.05.2002

Григорий Ревзин
Россия и Запад: Век Посещения
IV-MMII - 28.09.2002

Состояние художественной жизни за отчетный период было взволнованным и напряженным. К нам пришел Запад. Поскольку тема отношений России и Запада чрезвычайно сложна и болезненна, то здесь очень важно строго придерживаться фактов и точно интерпретировать мотивации участников этого великого похода.

Итак, сначала факты. Первым нас решил посетить Ренцо Пьяно. В неясности и тоске седьмой год томится у нас проект Сити, и Пьяно решил поспособствовать. Кажется, для этой же цели приезжал в Москву фон Геркарн. Вслед за ними прибыл Эрик Мосс. Дальше – больше, Рем Колхаас. За Колхаасом – Карим Рашид. По очень тайным сведениям, сообщенным буквально на ухо, в Московском архитектурном обществе (МАО) целый день провел Даниэль Либескинд (впрочем, это оказалось первоапрельской шуткой председателей МАО). В ближайшее время должны приехать Филипп Старк и, более того, Фрэнк Гери.

Едут, будто намазано. А где намазано и чем, мы сами не унюхиваем. Даже непонятно, как подступиться к вопросу о том, чего они тут забыли. Сами они своими действиями ничем себя не выдают, за исключением Эрика Мосса, который сделал проект Мариинского театра. Остальные – так, приедут, лекцию прочтут и уедут.

Центральным вопросом текущего художественного момента был и остается вопрос о том, зачем они к нам ездили.

По счастью, когда на бытовом уровне жизнь приводит вас в тупик, на помощь приходит наука.

Мы обладаем двумя мощными парадигмами объяснения такого рода эксцессов. Во-первых, это парадигма «диалога культур», разработанная в трудах Юрия Лотмана, во-вторых, это парадигма мистического брака России и Запада, разработанная в трудах Владимира Соловьева на основе тезиса о всемирной отзывчивости русского народа, высказанного Достоевским.

Один из наших ньюсмейкеров, председатель ГИОПа Санкт-Петербурга Никита Явейн так охарактеризовал проект Мариинского театра Эрика Мосса: «Если такой дом построить где-нибудь на Гражданке, никто бы и не заметил, в лучшем случае улыбнулись бы. Тут вся ценность проекта в том, что шум вокруг, журналисты толпой ходят... Какой он крутой, как он по городу громыхнул! У нас говорят: очень легко стать знаменитым. Достаточно построить небоскреб в центре города, и будешь знаменитым. Но это – геростратова знаменитость. А в Новой Голландии, извините, эта позиция выявлена физически, даже физиологически. Там новый дом, который буквально налезает на старый, его насилует, разрушает, ломает в месте насилия».

Прямо скажем, на диалог культур это уж никак не похоже, и скорее речь должна идти о мистическом браке. В принципе, одно другому не противоречит: иногда перед тем, как вступать в брак, можно и поговорить, но тут явно было не до разговоров – Мосс сразу пристроился брачеваться.

Попробуем осмыслить ситуацию с этой точки зрения. Что необходимо для этого дела? Прежде всего важно, чтобы к моменту брака мистически брачующиеся были мистически холостыми и мистически незамужними, а также не имеющими никаких посторонних мистических обязательств, мешающих мистическому соединению. Тут многое открывается. Внимательный анализ ситуации показывает, что рвение зарубежных звезд действительно имеет под собой все основания, поскольку к настоящему моменту Россия оказалась мистически разведенной с мужем и одновременно обманутой мистическим любовником.

Дело в том, что всю вторую половину 90-х гг. русская архитектура уже состояла в мистическом браке с Юрием Михайловичем Лужковым и производила из себя лужковский стиль. Грустно вспоминать, как Юрий Михайлович был изведен и низведен из состояния мистического мужа в состояние даже уж и не крепкого хозяйственника, а пенсионера-завхоза, но так или иначе это произошло. Эта история сейчас не может служить предметом нашего анализа, потому что не раз уже служила. Но вот на что хотелось бы обратить внимание.

С государственной точки зрения, пока Россия находилась в состоянии мистического брака с Ю.М., все было чинно и благолепно. Но знающие люди замечали, что все это время под носом у мэра суетился мистический любовник в виде нашего российского неомодернизма.

Как и положено человеку в столь щекотливой ситуации, он чувствовал себя неуверенно, ничего у него всерьез не получалось, каждую свою встречу с мистической невестой он объявлял пробной, несостоявшейся, испорченной присутствием негодяя-мужа, время от времени он отказывался от отношений вообще, отъезжал развлечься на Запад, приезжая, делал вид, что во всем виновата она, словом, страдал не по-детски и тем набивал себе значение и в своих глазах, и, как ему казалось, в глазах мистической любовницы. История этих отношений, полных нелепых трагических поз, но все же не лишенных искренности, оказывалась предметом самого активного переживания критиков, журналистов и всех мистически сочувствующих. Еще раз повторю, не он вконец задурил бедной девушке голову, ее развели с мистическим мужем обстоятельства. Но так или иначе, год назад он остался с ней один на один, что мы не преминули отразить в наших хрониках (в первом номере журнала «Проект Классика»). И вот теперь нам предстоит понять, что же вышло в результате этого одиночества?

Дело в том, что, находясь в положении униженном, если не сказать подпольном, мистический любовник совершенно не мог представить себе реальной ответственности мистического мужа и потому наобещал и мистической невесте, и самому себе бог знает чего. Мы прославимся по всему миру, мы, помнишь милая, как в 20-е, будем лидерами мировой архитектуры, и сам турецкий паша закажет нам ткацкие фабрики, как Ататюрк Весниным и Голосову. Мистическая невеста, как и любая разумная девушка, делила все это на десять, но все же слушала с интересом.

далее>>

вверх

 Архив

   

28.09.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Россия и Запад: Век Посещения

   

 Архив раздела

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна