приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Художественный дневник
01.10.2002-01.01.2003

Григорий Ревзин
Фаза обскурации
VI-MMIII - 10.03.2003

Прежде всего считаю необходимым объясниться по поводу одной особенности данной хроники. Дело вот в чем. Тут во второй раз вручили первую общенациональную архитектурную премию, «Хрустального Дедала». «Дедалов» дают с прошлого года. Я тогда написал в этой скромной хронике следующее: «Положа руку на сердце – как следовало выбирать Дедала? Тут есть опасность нелепой неточности, в том смысле, что тот, кто и по натуре, и по положению, и по жизни фактически есть Дедал, может почему-то вдруг «Дедала» не получить. А какая-нибудь еще вполне ничего себе дамочка, которая и на звание «бабуля» не тянет ни по возрасту, ни по внешним данным, вдруг будет объявлена Дедалом, и себе на горе, и людям на смех. Чтобы не было таких досадностей, нужно все делать по уму. Например, проходит в полку конкурс на лучшего, ну, я не знаю, шахматиста. Понятно, что лучшим шахматистом должен стать командир полка, далее – замполит, потом командиры батальонов, рот – все соответственно званиям и выслуге лет».

И что из этого произошло? «Дедалом» в этом году наградили, во-первых, главного архитектора Москвы Александра Кузьмина в соавторстве с Михаилом Посохиным, его, Кузьмина, заместителем, за разработку Сити, главной стройки главного дедала Москвы Юрия Лужкова. А во-вторых, Бориса Тхора, в сущности заместителя Михаила Посохи а по Сити, за многолетний вклад опять туда же, в Сити. Это было как бы два разных «Дедала» на троих дедалов, причем Борис Тхор получил «Дедала» и там, и там.

Товарищи, у вас, я скажу, совершеннейшая глухота к такой художественной категории, как ирония. Я не в том смысле призывал давать «Дедалов» тем, кто по жизни дедал, а в обратном – что негоже соревноваться за «Дедала» тем, кто является одновременно и организатором конкурса, и членом жюри, и вообще имеет большой административный ресурс, что надо как-то скромнее или ловчее, что нельзя прямо так открыто самим себе медальки вешать. И вот тебе пожалуйста, какой результат. Ну нельзя все понимать буквально, нужно все-таки иметь в виду, что бывает какой-то подтекст, скрытый смысл, иносказание. И что прямо обескураживает – был бы глубоко скрытый смысл так ведь нет, все на поверхности. Ну вот хоть тот же пример с шахматистами в полку, как можно его всерьез? Чисто дети, ей-богу.

Я хотел бы категорически предупредить читателя, что все, что уже говорилось в этих хрониках, и все, что будет сказано в будущем, должно восприниматься ни в коем случае не буквально, но, напротив того, исходя из возможностей иронического толкования, и иногда в смысле, противоположном буквальному.

Возмущенный этими несуразностями «Дедала» старейший и самый уважаемый архитектурный журнал мировой современности «Салон» учредил собственную благородную и современную премию, тоже первую национальную премию в области архитектуры. Назвали премию «Архип».

Дело благородное, но какое-то недоуменное. Название довольно неожиданное. Для чего, собственно, Архип? Нет, имя Архип, конечно, оно есть, старинное, так сказать, русское имя. Довольно, правда, редкое. Но бывают Архипы. Например, Архип Куинджи. Собственно, этот украинский грек-пейзажист – единственный широко известный русский Архип, по крайней мере на запрос про Архипа интернет выдает в основном ссылки на него. Есть еще, правда, в Самаре одно архитектурное бюро, тоже почему-то называется Архипом, но вряд ли это в честь этого бюро премия.

Тут возникает сопоставление с «Дедалом» как другой первой общенациональной премией в области архитектуры. Представьте себе, какой человек встает перед вашим мысленным взором при произнесении имени Архип? Угрюмый мрачный мужик. А Дедал? То же самое. Но одно дело Архип, а другое – «Дедал». Дедал звучит как-то постарше. Это с одной стороны. А с другой стороны – тут подтекст, потому что Дедал – это греческое, а Архип по-гречески – «предводитель конницы» (вероятно поэтому Архипами часто звали кучеров). Вместе это может подчеркивать сравнительную молодость и определенный динамизм архипов по сравнению со старыми инертными дедалами.

В общем, может быть, это в честь Куинджи, а может быть, в связи с Дедалом, откровенно говоря, тут не все понятно. Но вручение премии, замечу, тоже подчеркивало динамизм архипов по сравнению с дедалами. Дело было в «Новой опере», всех собрали, посадили в зал и начали вручать. С выступления балета начали.

Нетрадиционное такое начало, но с другой стороны, что же тут такого? Архитектура, знаете, это застывшая музыка, а тут балет, как-то это рифмуется. На улице, кстати, в момент вручения премии было, как обычно в России, холодно, и возможно здесь была такая новая метафора, мол архитектура – это замерзший балет. Когда мерзнет балет, это тем выгодно отличается от того, когда застывает музыка, что с одной стороны – сохраняется известная художественность, а с другой – все гораздо динамичнее, потому что холодно и надо дрыгаться.

Основной смысл этого дивертисмента был, как мне показалось, в метаниях. Все метались туда-сюда, женский кордебалет с мужским по кругу, а в центре одинокий солист метался сам с собой на месте, работая руками. В балете все обобщенно, так что не совсем понятно было, зачем он метался руками – то ли он сердце доставал, как Данко, то ли на скрипке играл, но что-то он туда-сюда у груди полоскал.

Я так понял, что это было аллегорическое обозначение процесса работы жюри. Там действительно было трудно и метательно. «Архип» тонко пародировал процедуру присуждения «Дедала», где члены жюри иногда номинируются на премию. Суть пародии заключалась в том, что здесь не некоторые, а практически все члены жюри одновременно были и номинантами.

Были строгие ограничения – получить могли только те, кто публиковался в журнале «Салон», и только за те работы, которые там опубликованы в этом и прошлом году. А членами жюри – тоже только такие же. А для объективности и общенациональности жюри решили сделать очень большое – 60 человек. Вообще-то даже немного перестарались в количественном отношении. Хотя, может так и надо, Россия – великая страна, общенациональная премия, надо как-то соответствовать. В общем, с одной стороны, получилось самое, наверное, большое жюри в мире, а с другой – на жюри и на номинантов объективно не хватало народу.

И тут мастерски решили использовать этот момент нехватки и перевести недостаток в достоинство – спародировали «Дедала». Но, естественно, среди членов жюри, которые сами за себя же и голосовали, возникали внутренние страдания, метания между объективностью и желанием пополнить премией семейный бюджет, пусть и ценой именования Архипами. Словом – мука. Опять же злопыхатели. Некоторые на основании всего вышесказанного упрекали «Архип» за то, что на самом деле это никакая не общенациональная премия, а узкая, келейная премийка, потому дескать, что дают только авторам журнала «Салон», причем авторы же и дают.

А я скажу – неправильный упрек. Общенациональная премия – это вам не игрушки. Нужно доказать, что номинант туда идет общенационального характера, и, соответственно, победитель такой же получается. А как, скажем, доказать общенациональный характер первого Архипа Гликмана? Никто, кроме узкого круга, господина Гликмана не знает, делает он частные дома и квартиры, никто их не видел, потому как хозяева не затем строились, чтобы все к ним шастали. Безнадежное, кажется, дело с этой общенациональностью. А, оказывается, есть способ. Журнал «Салон» – общенациональное издание? Общенациональное – говорят, и в подмосковных деревнях, и во Владивостоке, и даже в сибирской тайге, бывает, знатные охотники зачитываются и друг другу передают. Гликман там напечатан? Напечатан. Так что извольте не беспокоиться – условие печатания в журнале самое правильное. Это своего рода пропуск в общенациональность.

Но понятно, что жюри металось, мучилось, боясь глупых и несправедливых обвинений, и вот эти-то мучения и передал балет. Потом был второй дивертисмент. Прекрасная циркачка залезла внутрь стеклянного шарика, шарик подняли, и она начала внутри эстетически извиваться. А ближе к концу шарик стал раздвигаться на две половины, и прекрасная циркачка начала из него как бы вытекать – сначала попой, а потом всем остальным, пока не повисла немыслимым образом на пятках, раскинув руки сверху вниз к молчаливому партнеру, функция которого состояла в том, чтобы стоять на сцене и смотреть на нее снизу вверх. Потом шарик опустили, он ее подхватил и унес со сцены.

Смысл этого номера тоже многим был неясен, и многие даже подумали, что это перенесено из одного стрип-клуба, где циркачка делает все то же самое даже и без трико. Но на самом деле все это опять же злопыхательство и непонимание символического смысла. А тут ведь все ясно. Номер символизировал собой переход из скрытой, имплицитной, скажем так, общенациональности в общенациональность эксплицитную. А вот этот, который внизу стоял, глазел и ничего не делал – он, разумеется, был народ. Символически. И когда общенациональность пролилась на народ, она стала не латентной, а открытой общенациональностью народа. Это есть фаза торжествующей общенациональности, и на этой фазе уже появляются новоявленные Архипы – Гликман и другие.

9/10
ДЕДАЛЫ 2002
Главные призы фестиваля «Зодчество» получили: Феликс Новиков – за многолетний вклад, Андрей Боков с большой командой – за стадион «Локомотив», Александр Кузьмин, Михаил Посохин и Борис Тхор – за центральное ядро «Сити» и Борис Тхор – за многолетний вклад в «Сити». Комментарии читайте в «Художественном Дневнике».

15/10
КАРАВАН ПРИШЕЛ
В МУАР’е состоялась выставка Дани Каравана. В Израиле, в Италии, во Франции, в Германии и в Корее Дани Караван строит абстрактные архитектурно-ландшафтные композиции, пронзительно повествующие о негармоничности мироздания вообще и о трагической судьбе избранного народа в частности. Выставку организовали «Джойнт», Израильское посольство в Москве и Еврейское агентство в Москве. Столь монументальной еврейской грусти в России еще никто не видел.

далее>>

вверх

 Архив

   

10.03.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Фаза обскурации

   

 Архив раздела

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна