приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

К 20-летию бумажной архитектуры   
Григорий Ревзин   
20 лет спустя   
XII-MMIV - 14.11.2004

«Это было похоже на лабораторию в научном институте» (Дмитрий Буш, ПК-9)

Природа «бумажной архитектуры» такова, что ее общность лежит не в создании коллективной эстетической программы, но в создании рамок для разнообразных эстетических программ. И из этого вовсе не следует, что позитивных архитектурных программ не родилось. Возьмем Михаила Белова. Пространства, созданные им в рамках «бумажных» вещей, характеризуются выраженной литературной сюжетностью. Эти сюжеты могут быть известными («Мост Минотавра», «Мост через Рубикон»), могут быть придуманными им самим («Вечный штиль в бурном море», «Погребальный небоскреб»), но так или иначе архитектура здесь становится пространством литературы. Это очевидный момент, и о нем можно было бы даже не писать, тем более что сюжетное наполнение архитектуры довольно редко понимается у нас как достоинство. Но вопрос в том, как он это делает. Его литературность не изобразительна – на мосту Минотавра нельзя встретить фигуру Минотавра. Она структурна. Тема Михаила Белова в его «бумажный» период – парадоксальность элементарного порядка. Порядки беловских проектов обычно сводятся к простым сеткам, но в этих сетках вы можете безнадежно заблудиться. «Сложность и противоречия в архитектуре» он ухитрялся создавать на основе минималистской геометрии, в конечном счете переосмысляя бесконечные сетки спальных районов, к которым советская архитектура пришла в конце своего существования. Возьмем «Мост через Рубикон». Простую лестницу, повторенную множество раз, он превращает в метафору бесконечных терзаний героя перед совершением выбора. Вопрос – можно ли представить себе архитектуру модернизма или неомодернизма, сюжетом которой стали бы психологические терзания какого-либо героя? Которая просто была бы в состоянии иметь дело с такой материей, как психология? Кажется, что ее формальный язык просто не способен иметь дело с такими сюжетами. Белов нашел архитектурный язык, который был способен создавать сюжеты тайны, приключения, психологической раздвоенности, медитации и т.д. Этим языком можно было строить архитектурный роман. Белов хорошо сознавал неожиданность полученного им результата, доводя его практически до манифеста. В этом смысле показателен его «Марсельский блок». Вступив в прямой диалог с Ле Корбюзье, (его проект – гибрид Марсельской единицы и плана Вуазен), он показал, как корбюзианская традиция может обрести сложность и непредсказуемость готического собора.

«Это было почти что «предперестройкой» (Сергей Бархин, ПК-9)

Беда сегодняшней российской архитектуры неомодернизма – ее содержательная бедность. Максимум, чего она желает – передать ощущение гордости от овладения такой дорогой техникой и достижения такого уровня строительства. Максимум, о чем она способна рассказать – о том строении, которое раньше стояло на ее месте, но рассказать не сложнее, чем табличка на столбике. Белов тогда нашел способ резко усложнить уровень ее языка.

Если Белов искал путь к переосмыслению языка современной архитектуры в целом, то темой Юрия Аввакумова был только конструктивизм. Но то, что он сделал в отношении конструктивизма – прорыв едва ли меньший, а в чем-то и более значимый, поскольку он касался нашего наследия. Неоконструктивизм Аввакумова основан на тончайшем сочетании влюбленности в архитектуру 20-х с иронией как в отношении ее самой, так и в отношении собственной позиции. Аввакумова конца 80-х сопоставляют с соц-артом, но это сопоставление представляется мне не совсем точным. Соц-арт основан на резком отрицании, издевательстве над поэтикой советского Гранд-арта, а у Аввакумова этой темы нет. Его эстетика – в любовании архитектурой советского авангарда, и сама ее форма ни в коей мере не является источником комического эффекта, как это происходит у Комара и Меламеда. Ирония ориентирована на деконструкцию советских коннотаций этой формы (а вовсе не на их концентрацию и доведение до абсурда), и действует она очищающе. Я бы назвал работы Аввакумова конструктивистским пассеизмом, он относится к конструктивизму как «Мир искусства» к XVIII веку. Он любуется Лисицким и Татлиным так же, как Бенуа – Версалем, изысканность формы сочетается с иронией в отношении государственного пафоса. Подобно тому как Бенуа назвал свой лист «Король прогуливается в любую погоду», Аввакумов мог бы назвать свой «Пролетарий летает в любую погоду». Это очень аристократический конструктивизм, что само по себе парадоксально.

«Ничего нового мы не создали» (Тотан Кузембаев, ПК-10)

Аввакумов применил поэтику одного художественного движения – Мира искусства – к крайне неожиданному для этой поэтики материалу – конструктивизму. То, что сделал в «бумажной архитектуре» Александр Бродский, по структуре аналогично ходу Аввакумова. Сходство офортов Бродского-Уткина с барокко Пиранези самоочевидно, но сюжетом Бродского никогда не является античность. Поэтику Пиранези – прочтение античности как руин, хаоса крушения цивилизации, коего мы являемся наследниками – Бродский применил к ХХ веку. Его руины – не театры и термы, но Хрустальный Дворец и Стеклянная Башня. Одним из главных аргументов антимодернизма является тот факт, что современная архитектура не умеет стареть – Бродский научил ее это делать, он показал, что руины современности могут быть прекрасны. Его позиция представляет самую глубокую в рамках «бумажной архитектуры» философию, вытекающую из советского опыта. Так или иначе, любое направление сегодняшней архитектуры мыслит себя продолжением какой-то линии в предшествующей – по Бродскому, мы не продолжатели ничего. Мы те, кто пережил крах ХХ века, и это нечто вроде Вселенского потопа. После того как сошла вода, остались случайные останки, и их сочетание создает фантастические миры. Отчасти это кажется эстетикой Робинзона Крузо, когда любой вынесенный на берег обломок корабля становится невыразимо ностальгическим и потому прекрасным. Наконец, Михаил Филиппов. На мой взгляд, его творчество представляет собой наиболее радикальный и наиболее цельный ответ на вызов концептуального проектирования. Он предложил единственно серьезный концептуальный ответ на кризис модернизма.

«Мы делали эти проекты ради самих себя» (Андрей Иванов, ПК-10)

Возвращение к классике как антимодернистская реакция – общая тема для постмодернизма 80-х гг. Однако позиция Филиппова довольно резко отличается от того, что придумывали английские, итальянские и американские постмодернисты. Тут было две принципиальные позиции. Либо предполагалось, что ордерная архитектура нуждается в существенной модернизации (Альдо Росси, Роберт Вентури), либо – что с ее помощью можно решать только традиционные задачи (Квинлан Терри). Первое можно назвать искалеченной классикой, второе – мертвой классикой. Смысл и той и другой позиции заключается в том, что классика и современное содержание жизни – вещи несовместимые, и нужно либо придумать новый классический язык, либо не произносить ничего современного. Мне кажется очевидным, что в самой своей основе обе позиции были глубинно модернистскими – они не признавали за классикой права на выражение современного содержания.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

14.11.2004 XII-MMIV
Архитектурное бюро АРДЕПО
Реабилитационный центр для детей с тяжелыми нарушениями развития (Валдай)

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Юдинцев
Административное здание в 1-ом Волконском переулке (Москва)

   

14.11.2004 XII-MMIV
Алексей Левчук, Александр Романчук, Андрей Ююкин
Торговый комплекс «Молодежная мода» (Житомир)

   
 

14.11.2004 XII-MMIV
Андрей Калина
Конкурсный проект на входную группу компании DESIGN PRODUCT. 1 Премия

   
 

14.11.2004 XII-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры 
Григорий Ревзин 
20 лет спустя

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна