|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXIV-MMVIII - 31.01.2009
АНДРЕЙ АСАДОВ, АЛЕКСАНДР АСАДОВ
Офисно-жилой комплекс с подземным гаражом-стоянкой. Москва, Нахимовский пр., 69
А
Архитекторы: А. Р. Асадов, К. Сапричян, Е. Вдовин (ГАП), Д. Зражевский, А.
Дмитриев, А. Асташов, А.Левашов. Инженер: А. Ионов (ГИП), ЗАО «Промстройпроект».
Конструкторы: ЗАО «Промстройпроект»
Мастерская А. Асадова заканчивает работу над проектом нового жилого
комплекса на Нахимовском проспекте. Архитектурное решение комплекса самым
непосредственным образом связано со спецификой участка. В борьбе с подземными
превратностями архитекторам пришлось поднять два корпуса, объединенных
стилобатом, на 8 метров над землей, превратив огромный комплекс в подобие
сказочного «летучего корабля» с двумя башнями-мачтами и стеклянными парусами.
Мы привыкли к тому, что контекст, особенно в Москве, нередко влияет на
архитектуру решающим образом. Рецепт «контекстуальной» архитектуры включает
сопоставление нового здания с высотами соседних домов, их декоративным
убранством, преобладающим в данном квартале архитектурным стилем и многими
другими вещами, о которых написано и сказано уже очень многое. Значительно
меньше внимания уделяется таким «низменным» и невидимым для стороннего глаза
факторам, как подземные городские коммуникации – а ведь они могут повлиять на
архитектурный образ будущего здания не менее ощутимо, чем контекстуальные
ограничения.
Именно такой случай произошел с домом на Нахимовском проспекте,
спроектированным мастерской А. Асадова. Отведенный для него узкий участок
(чуть меньше гектара) зажат между 10-этажным зданием бывшего
исследовательского института и «полосой отчуждения», занятой гаражными
кооперативами. Приблизительно посередине его пересекает трубопровод. Первые
несколько месяцев работы архитекторов ушли на то, чтобы определить – возможно
ли перенесение трассы трубопровода в обход участка. Трубопровод «победил»,
показав замечательные результаты по всем параметрам: стоимость изменения его
трассировки приблизилась к бюджету строительства всего здания. Поэтому вместо
единой пластины архитекторы из мастерской А. Асадова разместили на участке две
башни, конфигурация и размер основания которых также были заданы объективными
факторами. Зато высоту башен архитекторы смогли выбрать почти самостоятельно,
т.е. после того, как их выбрали специалисты ландшафтно-визуального анализа. В
промежутке между зонами влияния подземных коммуникаций и надземных визуальных
связей творческая мысль проектировщиков вырвалась на свободу. В качестве
компенсации за утраченную однообъемность башни объединили общим стилобатом,
приподняв его над землей. Стилобат стал похож на мост, соединяющий два
соседних здания. В дополнение к нему между башнями было переброшено еще два
моста-перехода. Этот проект был создан в 2005 г., тогда он предназначался для
культурного центра Республики Аджария. В конце 2006 г. осложнились отношения
между Россией и Грузией, автономная республика передумала строить в Москве
культурно-деловой центр – и участок был передан на аукцион. Победителем
аукциона стала компания «Пересвет-Инвест». Город передал ей право на
возведение здесь уже не культурно-делового, а офисно-жилого комплекса с
детским садом и подземной автостоянкой. По сравнению с предыдущим проектом
общая площадь будущего здания была увеличена, а этажность, наоборот,
уменьшена. Застройщик не имел права построить здание выше 27 этажей и больше
48,9 тыс. кв. м, из которых около 7,3 тыс. кв. м. (90 одно- и двухкомнатных
квартир) оставались за городом для распределения среди очередников. Новый
инвестор не стал менять проектировщика, и архитекторы из мастерской А. Асадова
продолжили работу над проектом, точнее, начали его реконструкцию. Смена
функции никак не отразилась на объемно-пространственном и композиционном
решениях, продиктованных спецификой участка, зато она оказала существенное
влияние на внешний облик комплекса. Футуризма в нем стало меньше,
основательности – больше. Стекло и камень на стенах и выступающих блоках
поменялись местами. Вместо каменных башен, из которых раньше выступали
блестящие кристаллы, появился «стеклянный рыцарь» в «каменных доспехах».
Именно такое впечатление создается при взгляде на объемы из дымчато-серого
стекла, «обернутые» в перфорированные оболочки.
Легкие мосты-переходы расширились, превратившись в обитаемые «Висячие
сады». В них расположены двухэтажные квартиры, наружные стены которых будут
выполнены по технологии двойного фасада, а на плоских кровлях, так же как и на
крыше стилобата, будет устроен настоящий газон с деревьями. Пролет между
башнями составляет около 35 метров. В качестве основных несущих элементов в
нижней части мостов будут уложены железобетонные балки высотой до 3 метров.
Для предотвращения деформаций в местах, где балки опираются на продольные
несущие стены башен, конструкторы института Промстройпроект и архитекторы
Мастерской А. Асадова разработали уникальную систему, благодаря которой два
здания, связанные между собой в уровнях стилобата и мостов, будут так же
устойчивы, как если бы это был один корпус. Таким образом проектировщики взяли
реванш за подземный форс-мажор, доказав, что недостатки участка можно
преодолеть, даже если для этого придется придумать и построить «летучий
корабль».
Елена Петухова
вверх
|
|
|