приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

XXIV-MMVIII - 31.01.2009

СЕРГЕЙ СКУРАТОВ

Архитектурно-планировочная концепция жилищно-офисного комплекса. Киев, пер. Ясиноватский, 11
Архитекторы: Мастерская «Сергей Скуратов ARCHITECTS» – С. Скуратов, Н. Асадов, А. Дмитриев, Р. Сафиуллин, В. Стебенкова, Ю. Фролов, Д. Чернышев

По проекту Сергея Скуратова, недавно победившему на закрытом конкурсе, в Киеве будет выстроен новый жилой комплекс в виде пяти башен, приподнятых на высоком стилобате. Его архитектурная образность объединяет европейский лоск и актуальность обтекаемых форм с аллюзиями на древность киевской земли, инсценируя перед внимательными зрителями респектабельную версию геологического катаклизма.

Квартал, спроектированный Сергеем Скуратовым, предназначен для участка, который можно было бы определить так: с большими перспективами. Он не далеко от центра города, но и не близко. Это типичная выводимая промзона на берегу двух больших прудов, вытянутых, как половинки кофейного зерна, по сторонам тонкого перешейка, когда-то бывшего дорогой. Пруды отчаянно заброшены и густо поросли ряской, а на берегу, со стороны городского центра, то есть с востока, – заводы. Ближайший к воде завод уже выведен, соседний – на очереди. Затем пруды почистят, и вместо промзоны рядом с водой возникнет видный издалека квартал Сергея Скуратова.

Квартал должен был стать заметным, он задуман как новая городская доминанта. Но при этом, по желанию заказчика, дома не могут быть «высотными» по определению, то есть не выше пожарных ограничений, составляющих 73,5 м, – максимальной высоты, до которой раскрывается пожарная лестница. Сергей Скуратов решил эту задачу следующим образом – он приподнял весь комплекс на 20-метровом стилобате. Стилобат включил в себя парковки, магазины, офисы, практически не вкопавшись, таким образом, в неверную почву прибрежной зоны. На крыше стилобата будет насыпан полноценный искусственный грунт, высажены деревья, разбиты скверы и устроены детские площадки – словом, будет создана парковая зона для обителей квартала. Заодно на этот стилобат по пандусам смогут – если понадобится – заезжать пожарные машины. Для них предусмотрены специальные дорожки из керамики с крупными отверстиями, сквозь которые будет расти трава – чтобы не нарушать зеленого антуража. Таким образом, используя стилобат, Сергей Скуратов решил даже не один вопрос, а целую связку проблем: достиг желаемой монументальности (общая высота комплекса от земли – 95 метров), выполнил требования пожарных норм (пожарная машина, заезжая во двор на крыше стилобата, имеет дело с домами не выше 73,5 метров), вписался в прибрежный перепад высот (около 10 м) и отделил частное дворовое пространство, не используя бетонных и прочих огромных заборов – просто приподняв его над городом. Заметим, что из этого двора должен раскрываться неплохой вид на пруды и их окрестности.

Надо сказать, что Сергей Скуратов увлеченно разрабатывает тему уровней городского ландшафта в течение как минимум последних двух лет. Вначале был дом в Тессинском переулке, казавшийся «откопанным» из земли наподобие памятника архитектуры, над которым поработали археологи. Затем – проект квартала рядом с Донским монастырем, где дворы, приподнятые на уровень нескольких этажей, были прорезаны ущельями улиц. Потом – вкопанный в землю на все свои три этажа дом в Хилковом переулке. Теперь – киевский квартал, который, если подключить воображение, можно представить себе как группу привычных домов с общим «пятном» подземных этажей. Только целиком, вместе со своей нижней частью, выкопавшихся из-под земли наружу.

Если же говорить об образной стороне вопроса, то тема геологического катаклизма, в результате которого весь квартал оказался приподнят над городом, разыграна в полной мере. Внешние стены стилобата будут, по словам Сергея Скуратова, имитировать фактуру гофрокартона, разрезанного поперек. Это означает, что большая часть стен – застекленные поверхности. Из ровной и блестящей «массы» выступают тонкие кирпичные (или каменные) полосы-ребра – горизонтали межэтажных членений и вертикали, сменившие межоконные простенки и равномерно расставленные в шахматном порядке. Опять же, по словам автора, это похоже на прямоугольные «соты» – как будто бы их вырезали из земли острым ножом, а потом вытянули из этой земли – так, как действительно поступают с медовыми сотами.

Вытянули вместе со всем, что на них стоит. А стоят на них пять 20-этажных башен с квартирами. Башни расставлены тоже в шахматном порядке – чтобы не загораживать друг другу вид на пруд. Фасады будут украшены в любимой скуратовской манере – терракотовыми плитками, плавно изменяющими тон: от темного внизу до светлого вверху. Архитектор уже использовал этот мотив в доме на Мосфильмовской и в Тессинском переулке. По высоте и объему дома почти одинаковые, но немного разнятся по форме. Форма лепная, скульптурная – башни слегка сужаются книзу, потом расширяются приблизительно в том месте, где у колонн энтазис, и вновь сужаются вверху. Можно сравнить их с гипертрофированными праколоннами, с камнями далекого Стоунхенджа или с «местными» половецкими бабами. Точнее всего, вероятно, будет стильный кельтский Стоунхендж. Архитектор как будто бы обобщает контекстуальные ассоциации своей формы, ненавязчиво намекая на древность места.

Одна из башен «положена на бок и разрезана пополам» – она дальше всего от воды и в ней размещается офисный центр. «Лежащая башня» поддерживает тему мегалитов – в Стоунхендже тоже есть упавшие камни, даже по силуэту получается похоже.

Башни, однако, не во всем похожи на «стоячие камни» мегалитов. И дело не только в масштабе и не только в высокой степени обобщения, хотя это тоже имеет место. Дело, вероятно, в том, что помимо мегалитических ассоциаций здесь присутствуют современные бионические – башни похожи на какие-то природные образования, наподобие осиных гнезд, нарастающих на сотах пчелиных личинок или коконов, из которых что-то пытается вылупиться. Объемы поставлены под разными углами, и кажется, что они едва заметно поворачиваются, наклоняются, создавая эффект шевеления – то ли застывшего, то ли пробуждающегося. Окна на башнях стягиваются в неравномерные «бочаги», и то же со стенами – как будто бы с пробудившихся гигантов облетает каменно-кирпичная кора. Это подспудное движение можно понять по-разному. Если квартал выдвинулся из земли, то мы имеем дело с геологическим катаклизмом. Вырос посреди Киева Стоунхендж и начал понемногу оживать, не теряя монументальности. Или же автохтонные каменные бабы пытаются освободиться из скорлупы своих коконов.
Юлия Тарабарина

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Андрей Асадов, Александр Асадов
Офисно-жилой комплекс с подземным гаражом-стоянкой
Москва, Нахимовский пр., 69А

   

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Кисилев
Административно-торговый комплекс «Миракс-Плаза»
Москва, Кутузовский проспект

   

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Николай Лызлов
Архитектурная концепция гостинично-жилого рекреационного комплекса в Будванской Ривьере
Черногория, Будва

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Панаком
Жилой комплекс с нежилыми помещениями и подземной стоянкой
Россия, Московская область, Поздняково

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Скуратов
Архитектурно-планировочная концепция жилищно-офисного комплекса
Киев, пер. Ясиноватский, 11

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Скуратов
Многофункциональный комплекс «АРСЕНАЛ ПАЛАС»
Киев, ул. Январского восстания, 34

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Чобан
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями
Москва, ул. Можайский Вал, вл.8

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Марсианские купола на берегу Сетуни
Комплекс «Сетунь-Хиллс»

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Пестрая лента на Шосейной улице
Новости архитектурного совета

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Модернистское здание ЦДХ/ГТГ
или «Апельсин » мастерской Фостера?
Блиц-интервью

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна