приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

Порше Центр Таганка - кузовной ремонт porsche. | Оплата штрафов ГИБДД за 1 минуту | Аренда складских помещений и складов в подмосковье - аренда склада в подмосковье. | Мельмаш элеваторы ковшовые. | Агентство по организации праздников агентство праздников москва.

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

XXII-MMVII - 11.12.2007

СТУДИЯ ADM

Офисно-деловой и торговый комплекс. Москва, ул. Верхняя Сыромятническая, владение 7
Архитекторы: А. Романов, Е. Кузнецова, Н. Скурчаева, при участии А. Кавицкой, А. Шишкова, И. Сорокина

Этот дом встречает поезда. Его место, слева от железнодорожных путей перед Курским вокзалом, сейчас занимает насосный завод, который будет выведен для строительства «офисно-делового торгового комплекса» – такие рокировки сейчас постоянно делаются в Москве ради освобождения центральных районов от промзон. Итак, главный контекст здания – железная дорога, главные зрители – люди, которые приезжают в город на поезде и, сидя в купе на чемоданах, смотрят в окно. Обычно – не только в Москве, но даже и в европейских городах – они видят что-то очень промышленное, какие-нибудь вокзальные задворки. Здание Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой – подарок для таких зрителей. Один из его объемов, тот, который расположен ближе к путям, вытянут в сторону поездов длинным «носом», который своими стремительно-плавными очертаниями напоминает современный скоростной локомотив. Это характерно для дизайна машин и поездов: предмет рисуют как можно более сглаженным, – практический смысл в том, чтобы уменьшить сопротивление ветру и помочь ему проскользнуть между потоками воздушной стихии с минимальными потерями скорости. Внешне этот прием, по своей сути технический, создает ощущение полета – во-первых, известно: все, что быстро движется, начиная от ракет и самолетов, имеет такие носы, и, следовательно, форма связана со скоростью. А во-вторых, заостренный эллиптический абрис сам по себе ассоциируется с быстротой – он как будто бы обветрен от постоянного движения вперед. Стены нижнего этажа целиком стеклянные, а «нос» поставлен на тонкие круглые ножки; все здание целиком выглядит подвешенным, парящим над землей и преодолевающим силу тяжести, навевая мысли о левитации и заставляя думать о технологиях будущего, о поездах на магнитной подушке. «Он встречает поезда и сам – как поезд», – говорят архитекторы. И правда, похоже, как будто это еще один локомотив, только побольше, а значит – памятник локомотиву. В этом смысле фасад очень чутко реагирует на ближайшее окружение, потому что его контекст – поезда. Однако у описанной «обветренности» есть и еще один смысл, уже в большей степени архитектурный, чем паровозный. Авторы сознательно заложили в пластику фасадов тему истончения – по собственному признанию Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, это одна из их любимых тем. Действительно, она же присутствует в доме для Гороховского переулка. А значит, любопытно разобраться в том, что же это за тема и что она значит. В описываемом здании эффект обветренности складывается из нескольких приемов. Окна разных размеров, пошире и поуже, в месте заострения фасада группируются, их там больше, а массы стены – меньше, меньше материи. Похожим образом выветриваются прибрежные скалы: мягкая порода уходит, жесткие «ребра» остаются, образуя причудливый слоистый каркас. Здесь в этой роли – междуэтажные перекрытия, дополненные тонкими вертикальными перемычками: каркас асимметричный, но жесткий, геометризованный. Второй способ – стена сделана слоистой. В окна вставлены панели из текстурированного шелкографией полупрозрачного стекла, они глубже кирпича, но выше стекол – они создают третий промежуточный слой, поверхность истончается постепенно, опять же примерно так, как выветриваются известняковые скалы. Но надо сказать, что прием слоистого фасада – древний, как ордер. Его особенно любило итальянское Возрождение и французский неоклассицизм. В «классическом», правда, случае это делалось за счет стены, которая покрывалась уступчатыми филенками. А здесь – за счет окна. Третий прием – цвет кирпича, который очень плавно изменяется от темного коричневого на «спокойных» центральных частях фасадов до очень светлой охры на «обветренных» выступах. Похожим образом скалы становятся на выступах светлее. Кстати сказать, это специальный голландский кирпич, если потрогать, с него сыплется песок – после того как он окажется на фасаде, кирпич еще некоторое время будет немного обсыпаться и вскоре приобретет что-то похожее на патину времени. Имитация потертости и выветренности, последовательно проведенная от формы объемов и окон вплоть до цвета и формы кирпича, создает эффект искусственного состаривания совершенно нового здания и заставляет вспомнить о нарочно порванных джинсах, которые сейчас продаются во всех фирменных магазинах. Налицо та же тенденция – имитировать несуществующий возраст вещи. Тема потрепанности временем продолжается во внутреннем дворе здания – там по периметру каменная вымостка, а посередине газон, и граница между травой и плитами с одной стороны задумана неровной. Швы между плитами плавно увеличиваются – тротуар «растворяется» в траве, имитируя руину, но только очень новую, свежую и красивую. Описанные приемы складываются в нечто вроде размышления о времени. В современной классике этому соответствуют руины, коих немало. В деконструктивизме – металлические каркасы и дыры в наклоненных, падающих, как Пизанская башня, строениях. Здесь тема времени решена аккуратнее. Дом совершенно новый, но содержит в себе намек на то, что, может быть, он веками тут стоит, как скала. Этот дом использует архетипические формы раннего модернизма, восхищавшегося техникой, способной преодолевать время, быстро перенося людей в пространстве: паровозами, самолетами и океанскими лайнерами. Но время имеет свойство состаривать материал, летящий во времени. Каковая мысль была чужда формальным поискам конструктивизма. А вот рассмотренное здание соединяет эти две вещи: форму, летящую через время, и результат воздействия того самого неумолимого времени, с которым она, летя, соприкасается. И поэтому дом выглядит как рефлексия на тему архетипов модернизма. Причем сами по себе эти размышления принадлежат не столько конкретному зданию, сколько направлению в целом. Данный случай интересен тем, что здесь тенденция почувствована, тонко разыграна и вообще – не дает покоя авторам, прорастая в их работах.
Юлия Тарабарина

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Студия ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс
Москва, ул. Верхняя Сыромятническая, владение 7

   

11.12.2007 XXII-MMVII
Сергей Козырев
Гостинично-оздоровительный комплекс «Nest Hotel» на 150 номеров
Краснодарский край, Адлерский район, г. Сочи, Краснополянское лесничество

   

11.12.2007 XXII-MMVII
Борис Левянт, Борис Стучебрюков (ABD architects)
Развлекательный комплекс «Фристайл Парк»
Московская обл., Ленинский р-н, д. Саларьево

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Артур Скижали-Вейс

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Сергей Скуратов
Концепция развития и реструктуризации территории завода «Красный пролетарий»
Малая Калужская ул., 15

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Никита Токарев и Арсений Леонович
База отдыха «Ачипсе»
Россия, Краснодарский край, Красная Поляна

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Илья Уткин
Поселок «Акрополь»
Московская область, д. Солослово

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Юлия Тарабарина
Новости градсоветов
Парниковый эффект в архитектуре

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Юлия Тарабарина
Новости градсоветов
Игры вокруг Олимпийского

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Владимир Белоголовский
Интервью с Чарльзом Дженксом

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна