приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

Юлия Тарабарина
Новости градсоветов
Парниковый эффект в архитектуре
XXII-MMVII - 11.12.2007

В апреле общественный совет при мэре Москвы утвердил «схему комплексной градостроительной реорганизации» проекта Юрия Платонова «Стеклянные улицы», который известен с 2000 года, когда он был «принципиально одобрен». Этот проект не просто большой – он громадный, в полном смысле слова градостроительный. Он претендует на переустройство, по приблизительным оценкам, пятой или шестой части исторической Москвы, если смотреть на город в границах XVIII–XIX вв., которые проходили по Камер-Коллежскому валу, в наше время местами влившемуся в Третье транспортное кольцо. Масштабный замысел «Стеклянных улиц» примыкает к комплексу «Москва-Сити» и может в некотором смысле быть понят как его продолжение, этакое большое щупальце, протянувшееся от Сити к Нескучному саду. В отличие от «Большого Сити», этот протуберанец главной московской стройки последних десятилетий подается как туристический маршрут. Его начало – рядом с Донским монастырем, затем путь гипотетического туриста проходит по Нескучному саду, по Андреевскому мосту перебирается к Фрунзенской набережной, затем пересекает район бывшего Девичьего поля, проходя мимо Хамовнических казарм, парка им. Мандельштама (усадьбы Трубецких рядом с метро «Фрунзенская»), чтобы, наконец, еще раз перейдя реку, попасть на площадь Киевского вокзала и уже оттуда, по Украинскому бульвару – в Сити. Кроме основной туристической тропы, маршрут включает в сферу своих интересов Новодевичий монастырь, ЦДХ, Провиантские склады на Зубовской площади, которые предполагается превратить в Центр искусств, и большой кусок города вокруг площади Гагарина. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, который стоит первым в списке авторов градостроительной концепции, «территория включает более 450 памятников и более 260 объектов исторической застройки», которые в ходе реализации замысла будут «приведены в надлежащий вид».

Как было справедливо замечено на совете, только очень фанатичный турист отважится на столь длительную прогулку, учитывая, что, если он не будет отклоняться от основной тропы, то в ходе путешествия ему удастся осмотреть лишь один первоклассный московский памятник – Донской монастырь, и то в самом начале. Все «главные» пункты маршрута доступнее на метро – хотя, конечно же, будет здорово, если их, а также другие, менее известные здания будут реставрировать. Однако очевидно, что после завершения всех задуманных построек туриста будут окружать не столько памятники, сколько стеклянные галереи и пассажи с вкраплениями исторической застройки. Зато сколько всего тут можно построить. Страшно подумать, как можно разгуляться в рамках такого масштабного градостроительного проекта.

Самое удивительное сооружение, пристроившееся к этой программе, было нарисовано в перспективе площади Гагарина. Это гигантский предмет, высотой раза в 3-4 больше стоящего там памятника первому космонавту. Что это такое, со стороны понять непросто – внизу пологий проезд для машин, вверху круглое отверстие диаметром с проспект под ним, окуляр для гигантского воображаемого «глаза Саурона». Два источника глубоко самобытного произведения можно с легкостью угадать – это арка Дефанса в Париже и стоящий невдалеке дом Академии наук, золотистая верхняя часть которого в просторечии именуется «золотыми мозгами». Предполагаемая арка-бублик целиком покрыта геометрическими узорами, которые можно было бы назвать ювелирными, если бы не ее размеры.

Также среди прилепившихся к маршруту проектов на стендах фигурировали: реконструкция конструктивистской Строительной выставки, которая в 1920-е была открыта напротив ВСХВ, на левом берегу Москвы-реки, новое здание Музея истории Москвы, как минимум один многофункциональный жилой комплекс, комплекс «Арка» в начале Украинского бульвара, а также проект «Стеклянная улица» Юрия Платонова, с которого все началось семь лет назад. Застеклить предполагается 1-ю Фрунзенскую улицу, ведущую от Андреевского моста ко входу в метро «Фрунзенская».

Между Нескучным садом и Андреевским мостом на месте существующей сейчас автозаправки предлагается построить копию павильона СССР на парижской выставке 1925 года, спроектированного Константином Мельниковым. Это предложение внесенное, с некоторой долей торжественности, Международной академией архитектуры, обсуждалось общественным советом особенно подробно, как особенно знаковый элемент концепции. Заметим, что в 1920-е гг. – не здесь, но в этом районе действительно находился мельниковский павильон, но только другой – павильон «Махорка», сделанный знаменитым архитектором авангарда для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставки, в то время расположенной на территории нынешнего парка Горького. Так что, если павильон восстановят, то не тот и не там, хотя ход мысли авторов предложения понятен.

Как известно, некоторые здания этого маршрута уже построены, большей частью на площади Киевского вокзала – это жутковатый торговый комплекс, обвешанный крупноразмерной металлической бахромой, а также площадь Европы и два остекленных моста, Андреевский и мост Богдана Хмельницкого. При взгляде сверху, на который провоцируют представленные на совете многочисленные картографические выкладки, концепция вызывает, как все большое, некоторую оторопь. Понятно, что если собираются сделать очень много, тем более отреставрировать, то есть надежда, что что-нибудь хорошее все-таки произойдет и какой-нибудь памятник выживет, – все-таки маршрут туристический. Однако общее впечатление от проекта несколько странное, особенно если посмотреть на остекленные мосты-предшественники. С одной стороны, перебегая где-нибудь в пургу и мороз, и правда мечтается о крытых переходах и стеклянных улицах. С другой стороны, глядя на уже готовые постройки, сложно отделаться от их сходства с садовыми парниками. Так и видишь: по Москве протягиваются извивающиеся стеклянные сооружения, блестя сотканными из квадратиков ломаными поверхностями – образно говоря, в столичной архитектуре ощущается парниковый эффект. Его наступление было предсказано в разноцветных рамах и однообразных прямоугольных сетках стекляшек последних десяти лет. Но теперь парниковость грозит приобрести иной, небывалый размах и разлиться по городу. Вряд ли это действительно поспособствует сохранению исторической городской среды – хотя как знать.

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Студия ADM
Офисно-деловой и торговый комплекс
Москва, ул. Верхняя Сыромятническая, владение 7

   

11.12.2007 XXII-MMVII
Сергей Козырев
Гостинично-оздоровительный комплекс «Nest Hotel» на 150 номеров
Краснодарский край, Адлерский район, г. Сочи, Краснополянское лесничество

   

11.12.2007 XXII-MMVII
Борис Левянт, Борис Стучебрюков (ABD architects)
Развлекательный комплекс «Фристайл Парк»
Московская обл., Ленинский р-н, д. Саларьево

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Артур Скижали-Вейс

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Сергей Скуратов
Концепция развития и реструктуризации территории завода «Красный пролетарий»
Малая Калужская ул., 15

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Никита Токарев и Арсений Леонович
База отдыха «Ачипсе»
Россия, Краснодарский край, Красная Поляна

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Илья Уткин
Поселок «Акрополь»
Московская область, д. Солослово

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Юлия Тарабарина
Новости градсоветов
Парниковый эффект в архитектуре

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Юлия Тарабарина
Новости градсоветов
Игры вокруг Олимпийского

   
 

11.12.2007 XXII-MMVII
Владимир Белоголовский
Интервью с Чарльзом Дженксом

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна