|
|
Что делают ньюсмейкеры?
Владимир Седов
Графика в качестве ориентира
XXVIII-MMIX - 01.05.2009
В ноябре 2008 года в Доме
архитекторов в Москве открылась
выставка, посвященная Сергею
Сергеевичу Подъяпольскому
(1928–2002), видному московскому
архитектору-реставратору. Эта
выставка, подготовленная учениками Подъяпольского, в декабре
открылась вновь уже в Московском
архитектурном институте. Интерес
к этому проекту вызван прежде
всего значением Подъяпольского
для архитектурного сообщества
вообще и для архитекторов-реставраторов – в особенности.
Это значение Подъяпольского
можно выразить одним словом –
ориентир. Ведь он в течение
десятилетий оставался ориентиром, маяком, вехой на непростом
пути реставрационной науки и практики. Он был некоей высшей точкой,
относительно которой можно
было вымерять свои координаты,
координаты всего дела. Старшим
современником Подъяпольского
был Давид, почти ровесником –
Альтшуллер, которые пользовались
не меньшим авторитетом, но они
оба были больше практиками,
творцами (хотя и занимались научными исследованиями), тогда как
Сергей Сергеевич, отойдя несколько
в сторону от основного «потока»
профессии, совмещал в себе
и практика с головокружительными по трудности консервациями
и реставрациями, и академического
ученого с тщательно продуманными
публикациями, и преподавателя,
выпускавшего лучшие реставрационные кадры.
Все эти стороны деятельности
Подъяпольского заслуживают
самого серьезного внимания, все
они достойны памяти. Но как выразить это в выставке? В бытовых
или постановочных фотографиях? В наборе статей, в дипломах
учеников? Все это присутствует
в подготовленной экспозиции. Но
наибольшее внимание привлекает
художественная архитектурная
графика ученого-реставратора или
такая его архитектурная графика,
в которой эта художественность
присутствует.
Как только глянешь на листы
с храмами Кирилло-Белозерского
монастыря или московского Андроникова монастыря, то сразу же
бросается в глаза совсем не так уж
заметная в образе этого крайне
подтянутого человека лиричность,
романтизм, трепетность общения
с великим зодчеством прошлого.
Оказывается, что с шестидесятых годов XX века Подъяпольский
разрабатывал один и тот же композиционный (и лирический) мотив:
храм чуть снизу, в повороте,
в некоем условном первоначальном виде (эта условность связана
как раз с ракурсом, с необычной
постановкой, которая позволяла не
столько реконструировать возможный эффект, сколько создать его
вновь). А небо! Это тревожное небо
с косыми облаками выдает связь
реставратора, сформировавшегося
в «оттепель», с графикой Серебряного века, с Билибиным, Лансере,
Рерихом. И как только увидишь эту
связь, эту буквально прорвавшуюся сквозь научность романтику,
так сразу понимаешь значение
этой графики: она не только учила
делать в соответствии с принципами (что очень важно), но и учила
видеть русскую архитектуру распахнутыми глазами.
вверх
|
|
|