|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXI-MMVII - 01.06.2007
СТУДИЯ ADM

Административно-офисное здание с
подземной автостоянкой. Москва,
Гороховский пер., 12, стр.5
Архитекторы: Андрей Романов, Екатерина Кузнецова, Агнешка Шопеньска


По словам авторов, образ этого дома возник из материала. Дом стоит в
центре, в «Немецкой слободе», и заказчик настаивал на самой традиционной,
штукатурной, поверхности фасада. Не любя этот материал за то, что «современная
архитектура не знает никакой трактовки штукатурки», архитекторы решили, «раз
уж так получилось», попробовать найти в проекте свое понимание материала и
реабилитировать его в собственных глазах. В поисках адекватного решения авторы
некоторое время ходили по городу и фотографировали разные дома.
Известно, что московская архитектура по большей части состоит из
штукатурных фасадов, у нас их больше, чем где-либо. Недавно иссякший «московский
стиль» в основном использовал штукатурку именно по причине традиционности,
умудрившись окончательно ее дискредитировать – чем, вероятно, и вызвано
суждение об отсутствии образа. Вернуть материал обратно в арсенал современной
архитектуры – значит отмыть его от назойливых ассоциаций, что, собственно, и
происходит в проекте Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой.
Архитекторы объясняют найденный фасад таким образом. Он сочетает две
фактуры – светлую шершавую на выступающих частях и темную с горизонтальными
полосами в углублениях. Поверхность послойно истончается (светлое – темное –
стекло окон), примерно так, как это бывает в источенных ветром приморских
скалах. Фасад ассоциируется с выветренным слоистым известняком, дом кажется
своим собственным каркасом, тонким и изящным из-за небольшого размера
простенков. Впечатление поддержано тем, что «каркас» единственного
выступающего из общей массы объема вдвое тоньше основного – как будто эта
часть из-за своего «подветренного» положения истерлась сильнее. Как это иногда
бывает в известковых скалах, нижний слой «выветрился» сильнее других: первый
этаж целиком стеклянный, а выступающий объем поставлен на «ножки», что
добавляет к ощущению истонченного каркаса тонкий намек на эффект левитации.
Новизну трактовки, по отношению к классическим штукатурным фасадам, надо
признать очевидной – можно сказать, что дом даже противопоставляет себя
традиционному решению. Особенность штукатурки в том, что она накладывается
поверх стены, а затем, следующим слоем, накладываются рельеф или колонны.
Поверхность выдвигается вперед, материя прирастает – этот процесс несложно
пронаблюдать на двух соседних с участком ADM эклектических фасадах второй
половины XIX века. Здесь же все наоборот: материя истончается, выветривается,
«рассасывается», оставляя после себя изъеденную, как губка, геометрическую
структуру. Разумеется, на самом деле все не так – перед нами лишь имитация
истончения поверхности, строители по-прежнему будут накладывать штукатурку на
стену, и толщина стены будет расти, а не уменьшаться. Дело в другом – в том,
что нам скажет это здание, когда оно будет построено. И тут надо признать, что
изначальное отрицание банального материала позволило архитекторам создать
образ дома, этот материал отрицающий. Новый и современный образ, что особенно
ощутимо по контрасту с пышными соседями.
Юлия Тарабарина


вверх
|
 |
|