приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

XXI-MMVII - 01.06.2007

ВЛАДИМИР ПЛОТКИН

Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуана Антонио Самаранча. Москва, Ленинградское шоссе, вл. 45-47
Архитекторы: В. И. Плоткин, С. А. Гусарев, Т. В. Малярчук, А. В. Бутусов, А. Н. Шумакова

В комплексе, объединяющем теннисный корт и гостиницу, родилась новая архитектурная типология – дом-трибуна, с балконов которого можно следить за соревнованиями. Заказчик, Федерация тенниса, распоряжается достаточно большим участком на границе Ленинградского шоссе и стихийного парка, зеленой зоны перед Химкинским водохранилищем. Владимир Плоткин работает для этого места с конца девяностых, и как нередко бывает если долго что-либо делать, проекты начинают жить своей, безусловно зависимой от заказчика и архитектора, но в то же время собственной жизнью. Так вышло и здесь: один проект отпочковался, другой присоединился, добавилось новое здание, а в итоге возник оригинальный симбиоз – дом-трибуна, обитатели которого при желании могут наблюдать за соревнованиями и тренировками, не спускаясь с собственных балконов. Собственно говоря, это не дом, а гостиница. Ее 18-этажный корпус – совершенно новая, не восходящая к ранним задумкам часть комплекса, ядро, к которому с юга примыкает демонстрационный корт, иными словами – открытый стадион для теннисных соревнований, с разбирающимися трибунами – в обычное время там можно тренироваться. Демонстрационный корт изначально был задуман как часть спроектированного Плоткиным в 1998–1999 годах Теннисного клуба, участок которого расположен неподалеку. Места для зрителей огибают корт с трех сторон, а с четвертой – «забираются» под нижний ярус гостиницы, выходящей в сторону стадиона сплошными рядами открытых лоджий, образующих своего рода «вертикальную трибуну». С другой, северной стороны к гостинице присоединился корпус, спроектированный два года назад, сначала как отдельное сооружение. Его объем отстоит от гостиницы на 20 метров и соединяется с ней переходом; сюда по замыслу должны перейти рекреационные и деловые приложения – магазины, ресторан, офисы. Все это вписано в распластанный по земле горизонтальный объем, основная идея которого – бережное обращение с природной зоной. Большая часть «полезных площадей» по-корбюзиански собрана в верхнем ярусе, похожем на гигантский «видовой сэндвич» – вверху и внизу бетонные пластины пола и потолка, между ними сплошная лента остекления, дающая тем, кто внутри, виды на парк, а для тех, кто снаружи, облегчающая массу фасадов; на плоской крыше можно будет загорать. Половина верхнего этажа поднята над землей, как очень длинная консоль, и опирается на тонкие «ножки», открывая для пешеходов путь к берегу водохранилища. Гостиница – самая «новая» и яркая часть комплекса. Ее 18-этажная пластина решительно прорезает горизонталь, хотя и делает, со своей стороны, попытку пощадить природный ландшафт – пластина повернута к шоссе узким торцом, что зрительно уменьшает преграду к парковой части. Заполненный глубокими лоджиями южный фасад-трибуна расчерчен на фирменную плоткинскую сетку. Парапеты балконов стеклянные, весь объем с этой стороны кажется проницаемым, хрустально-легким, несет в себе какой-то южный курортный заряд. С противоположной, северной стороны прозрачный параллелепипед прикрыт как щитом белым «листом» каменного фасада, равномерно перфорированного круглыми окнами. Круги вызывают сразу множество ассоциаций, начиная от радиоприемников 60-х и заканчивая знаменитым домом Константина Мельникова с его столь же равномерно распределенными, но ромбическими окнами. Последняя аналогия поддерживается тем, что каждое окно имеет одну перемычку, расположенную под разными углами, варьирующимися на 45 градусов, – продольную, вертикальную, наклоненную то влево, то вправо. Именно «танец» оконных рам выводит форму из состояния присущего кругу спокойствия, делает окна разными и заставляет заподозрить сходство с мельниковским шедевром. Сам архитектор получившуюся аналогию с Мельниковым считает неглавной; по его словам, решение родилось из аллегории теннисного мяча – это своего рода эмблематическая вывеска на весь дом, сообщающая о назначении здания. Так или иначе, получилось неожиданно и интересно, в духе самого что ни на есть чистейшего модернизма, в последнем варианте разбавленного любимой автором асимметрией.

Юлия Тарабарина

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

01.06.2007 XXI-MMVII
Студия ADM
Административно-офисное здание с подземной автостоянкой
Москва, Гороховский пер., 12, стр.5

   

01.06.2007 XXI-MMVII
Юрий Аввакумов и Андрей Савин
Павильон №1 «Биеннале-парк»
ОАЭ, Абу-Даби, остров Саадиат

   

01.06.2007 XXI-MMVII
Юрий Виссарионов
«Хрустали» – поселок-пансионат для пожилых людей
Московская обл., д. Хрустали

   
 

01.06.2007 XXI-MMVII
Сергей Кисилев
Жилой комплекс «Авангард»
Москва, Новочеремушкинская ул., вл. 60

   
 

01.06.2007 XXI-MMVII
Борис Левянт, Борис Стучебрюков (ABD ARCHITECTS)
Бизнес-центр «Западные ворота»
Москва, ул.Беловежская, вл. 12

   
 

01.06.2007 XXI-MMVII
Николай Лызлов
Торгово-офисный центр с гостиницей и культурно-развлекательными функциями «Подсолнухи»
Москва, Открытое шоссе, вл.9

   
 

01.06.2007 XXI-MMVII
«Обледенение архитекторов»
Архитектура в борьбе с Мальтусом

   
 

01.06.2007 XXI-MMVII
Владимир Плоткин
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуана Антонио Самаранча
Москва, Ленинградское шоссе, вл. 45-47

   
 

01.06.2007 XXI-MMVII
Владимир Белоголовский
Интервью с Рафаэлем Виньоли

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна